В сегодняшнем выпуске "Чайной азбуки" мы хотим преподнести к размышлению читателей одно любопытное предположение. Оно было высказано в книге "Табачная культура Японии" авторства Тацуя Судзуки.
Рассуждая о развитии чайной церемонии в Японии, автор рассказывает о том, как знаменитый чайный мастер Сен-но Рикю отказался от показной роскоши и хвастовства в чаепитии. Роскошной посуде, привезенной из других мест, он предпочитал японские чайники и чашки, обладавшие благородством простоты. Любопытно то, что считается, что коленопреклоненную позу чайного мастера он заимствовал из католической мессы, которую мог видеть в иезуитской или францисканской церкви в Киото. И хотя сам он не был христианином, многие его сторонники были. Европейская культура вообще внесла свою лепту в развитие этого явления.
К примеру, один из поклонников Сен-но Рикю, Орибэ Фуруто, был также большим любителем европейских новшеств. Он реформировал чайную церемонию, привнеся в неё курение табака. Также известен факт, что он заказал себе чашу со знаком в форме креста, предположительно также заимствованным из христианства.
Всё в мире взаимосвязано, и даже не сочетаемые на первый взгляд вещи могут оказаться в паре, связанные чьей-то страстью или поисками красоты.
На фото выше:
Слева: Сэн-но Рикю. Павильон для чайной церемонии Тай-ан. Внешний вид. 1582. Мёки-ан, Киото
Справа: Павильон для чайной церемонии Эн-ан. Интерьер. Начало XVII в., реконструкция XIX в. Резиденция Ябуноути, Киото.