Найти тему
Мой дом - Россия

КАТЭК — это стройка, сравнимая лишь с БАМом (Часть 2)

Из рассказа Сергея Васильева

начальника штаба ЦК ВЛКСМ

на строительстве объектов КАТЭКа

Добровольцы, направленные в Сибирь по комсомольской путевке, покупали, порой, обратные билеты еще до заявления: «Прошу принять меня на работу...»

Непонимание, невнимание, равнодушие — вот что труднее всего выдержать. Мы старались выслушать каждого, «по адресу» или «не по адресу» он шел в штаб. А с чем только не шли.

...Группа парней на пороге:

— Когда нам лампочки-то выдадут? Нельзя без света неде­лями!

...Девушки-штукатуры чуть не всей бригадой пришли:

— Мы, понимаете, подругу замуж выдаем, а начальство свадь­бу делать в столовой не разрешает. Под открытым небом, гово­рят, гуляйте. Но ведь сейчас зима, а мы и соседей по участку хо­тим пригласить...

Но выслушать — одно, а помочь — другое. Я помню момент, ко­торый, видимо, и стал поворотным в работе нашего штаба.

...Парень пришел в штаб поздно. И зло бросил с порога: «И это комсомольская стройка?! И это здесь с вниманием к каждо­му?!» Называет фамилию того самого начальника, и зачем ходил к нему объяснил, и как этот его выставил за дверь.

— Давай спокойно,— говорит ему Михайленко.

Но спокойно не получается. Как тут спокойно, если ехать-то парню некуда. Они с женой детдомовские.

— Этот, ну в кабинете, сказал мне: «У вас кастрюля -то хоть есть общая?..»— парень оправил гимнастерку.— Нет у нас кастрюль, и вообще, ничего пока нет. Любим друг друга зато.

Они познакомились на КАТЭКе. Саша прогуливался по летней тополиной роще старого Шарыпово, а Люба бежала навстречу. Посмотрела на него и словно споткнулась. Первые свидания и первые рассказы. У него и у нее — про детский дом. И еще: об армии — у него, о профтехучилище — у нее.

С первой получки он купил ей обручальное кольцо: «Для меня уж потом, ладно?» Но ребята из бригады в загсе протянули коро­бочку — носи, жених. Жили в разных общежитиях. В первое время на стройке многие семьи так перебивались. Но кто-то мог oтпpaвить свою жену к родителям, туда, где есть родильные дома, где добрая мамина рука остановит лишний раз — отдохни. А этим ехать некуда, не к кому. Здесь слов мало, даже самых добрых.

Анатолий Михайлович Максютенко—главный инженер треста «КАТЭКэнергострой». Человек, занятый до предела. Нам порой казалось, что он ночует в кабинете, намотавшись за день по стройке. Ведь трест с учетом Шарыповской, Ачинской, Кызыльской стройплощадок ведет до 60 объектов в год.

-2

Что важнее сейчас — производственный объект, вписанный в планы министерства, за который три шкуры сдерут, или детский сад, строительство которого так и застыло на фундаменте? Но в тресте не хватает 200 отделочниц на объектах соцкультбыта и жилья, как раз тех молодых женщин, что сидят с ребятишками дома. Вот в таком заколдованном круге Максютенко кропотливо распределял рабочие силы и дорожил каждой парой рук. Умел крепко высказать хозяйственникам и убежденно, спокойно, как нечто давно доказанное, произнести с любой трибуны и на любом совещании:

— Будет быт — будут кадры. Будет оседлость — будет старо­жил у стройки.

Нас особо подкупило и то, что именно Максютенко выделил час в каждую среду для встреч с комсомольским активом. Не просто для встреч. Мы шли к нему со всеми проблемами, а эти среды потом прозвали «победными».

Настала среда. «Да пронесет беду»,— шепнул мне Михайленко, когда мимо нас в приемной проплыл «портфель» того начальника.

— Ну, выкладывайте.

— Анатолий Михайлович — сама внимательность, сосредоточен­ность. Кажется, что без комнаты, о которой мы просим, он лич­но прожить не может.

— Просит позвонить ровно через три дня.

Как уж он выкроил время, не знаю. Но за эти три дня с кем- то потолковал, когочто уплотнил по доброй воле и освободил од­ну комнатку. Маленькую комнатку, но какой огромной была радость двух счастливых людей... всех. Говорил недолго и просто: «Все знали, что едем на ново­стройку, значит, нам начинать. Тем, кто приедет после нас, разу­меется, будет легче. Кому очень трудно — могут уехать. Лично я знал, на что иду, поэтому остаюсь. Обещаю, что работа бригаде будет».

Оценить такое сразу нельзя. Но позже, когда осенью на строй­ке встречали отряд имени Олега Кошевого, «молодогвардейцы» на субботниках и воскресниках так же отделывали общежитие. И уже Хайбула Хабиев, командир дагестанского отряда, встречал после смены парней неизменным: «Ребята, дорогие, заворачивай­те к общежитию...» И каждое утро забегали в штаб украинцы, русские, башкиры: «Чем еще помочь?»

Четыре всесоюзных отряда приняла стройка, расселила в обще­житиях, с которых только за несколько часов до прихода поезда мы снимали лозунг «Объект комсомольской заботы».

А утром — знакомство, распределение по бригадам, а следую­щим утром — учеба, вечером — собрание с приезжими.

-3

...Вот в таком, казалось бы, водовороте дел штаб ЦК ВЛКСМ на строительстве объектов КАТЭКа определял свои главные на­правления. Кровным делом штаба стала координация поставок..

Как-то на трестовской планерке Максютенко сказал:

— У людей нет настроения по многим причинам. В частности,, потому, что нет работы. А ее нет, потому что плохо идут постав­ки. Займитесь поставками,— обратился он к нам,— они решают сегодня судьбу стройки.

Штабисты и раньше вели переписку с поставщиками, но теперь за дело взялись круче. «...Мы готовы и в две, и в три смены ра­ботать,— писали на страницах краевой молодежной газеты члены комомольско - молодежной бригады В. Осокина, строящие школу,- но какой будет толк, если завод ЖБИ «Абакансельстроя» часто срывает поставки конструкций или отправляет нам на стройку сборной железобетон самого низкого качества, порой стопро­центный брак».

Поставки взял под свой контроль Хакасский об­ластной штаб «Комсомольского прожектора».

Я вот сейчас подумал: может, это и неважно вспоминать, что было до того, важен ведь результат. И все-таки...

В Дубинино в марте 1982 года сдали под ключ Дом молодежи. Это отличное двухэтажное здание с библиотекой, дискоклубом, танцевальным залом... И наверное, никто не вспомнит, что два года назад, когда организовывали первый вокально-инструментальный ансамбль, за­меститель секретаря комитета комсомола треста «КАТЭКэнерго- строй» Женя Крысин вместе с двумя бригадирами отработали не­сколько ночей на разгрузке бетона, чтобы купить инструменты для этого ансамбля.

-4

А первую спортивную секцию открыли ребята-дагестанцы. Так за­кладывались традиции на КАТЭКе. От первых, не всегда и удачных мероприятий, мы пришли к проведению общекатэковских фести­валей самодеятельной патриотической песни, туристическим сле­там, спартакиадам и праздникам республик.