Сегодня я попробую для себя новый формат статей и буду рассказывать не про современную моду, а про моду ушедшую. Начну издалека, а именно со средневековья.
Средневековье делится делится на два периода: романский (IX - XII века) и готический (XIII - XV века). Ниже я перечислю краткий список отличительных особенностей средневековой одежды в обоих этих периодах и обильно сдобрю это фотографиями, чтобы вы не скучали, чувствуя себя на теоретической лекции.
Спойлер: они действительно ходили так забавно как их изображают на картинах.
ТКАНИ
Костюмы простолюдинов шились из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей серых, пунцовых и коричневых расцветок.
Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка и бархата. Вообще бархат был самой модной и дорогой тканью, в том числе бархат тканый золотом и серебром. Также использовали такие ткани как - парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ОДЕЖДА
Первый слой женской ежедневной одежды состоял из полотняной или шелковой рубашки с пристегнутыми рукавами — камизы. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.
Второй слой состоял из нижнего платья-туники до пола — котт. У котт были длинные узкие рукава, также он расширялся книзу от бедер. Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую иногда виднелась рубашка.
Третий слой был из верхнего платья-туники до пола — сюрко. У сюрко были короткие и широкие рукава, или их вообще не было. Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Верхняя туника часто подпоясывалась, линия талии была завышена.
Длинные полукруглые плащи, служили женщинам верхней одеждой и зимой подбивались мехом.
К XIV в. у знатных дам, вошло в моду «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, иногда обшитыми мехом, сквозь которые была видна талия котта.
КРОЙ
В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру. С X в., они стали подчеркивать фигуру. В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку.
В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности (феодал, горожанин или крестьянин). Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
У женских платьев декольте было в форме треугольника. Иногда треугольный вырез сзади или спереди был до самого пояса. Его обрамляли мехом, пришивали к нему воротник; впереди этот вырез прикрывался вышитой вставкой из другой, часто прозрачной ткани. Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Она выделяла живот у беременных девушек, которых уважали в то время из-за большого количества смертей от болезней и войн и потребности.
Поначалу рукава у одежды пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками или скреплять булавками. Иногда рукава имели прорези, сквозь которые выпускались белые буфы рубашки. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.
Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой. С XIII в. Была еще одна форма рукавов – они были длинными и узкими и завязывались внизу узлом, также были широки и колоколообразные.
В XIII в. Окончательно сформировывается «гербовая одежда» — мипарти. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов.
ДЕКОР
Пояса поверх платьев были узкими и длинной до колен, они служили декором и носились на бедрах. Слева к поясу иногда привешивался на длинном двойном ремешке карман для раздачи милостыни, который делался из золотой парчи, шелка или кожи и затягивался на кулисе.
Костюмы раннего средневековья украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»). Излюбленным орнаментом также был растительный (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле). Самый модный цвет - желтый, который считался мужским.
Вообще цвета женского костюма всегда были контрастными. Например, под сюрко из пурпурной парчи надевали котт синего или зеленого цвета.
Особенность романского периода в одежде — это деление одежды на отдельные блоки и отделка швов каймой для выделения знати среди остальных. Кайму добавляли в местах разделения и сшивания элементов и частей. Так закреплялся шов и одновременно декорировался костюм из гладкокрашеной ткани.
Это далеко не все особенности средневекового костюма, но я описала, по моему мнению, самые основные из них. Конечно есть еще много интересных моментов, касающихся головных уборов и обуви, но в эти темы я не углублялась подробнее.