С ее свадьбой окончилась многолетняя вражда Московского и Суздальского княжеских домой. Она была женой и многодетной матерью, устроительницей и печальницей своих сыновей, сподвижницей мужа. А после смерти стала святой Ефросиньей Московской.
Юные супруги
Евдокия родилась в Суздале, в 1353 году. Ее отец, князь Дмитрий был одним из соперников Московских князей в борьбе за высшую власть во Владимирской Руси.
Митрополит Московский, святитель Алексий устраивал брак между ней и юным Дмитрием Ивановичем, мальчиком-князем Москвы, чтобы смирить гордого суздальского князя и сделать еще шажок к объединению русской земли.
В день венчания ей было 13 лет, а ее супругу - только 15. Брак почти детей был заключен в Восресенской церкви Коломенского Кремля: чтобы не обидно было тестю, не в Суздале, но и не в Москве. И юный возраст супругов, которые еще не познали мирских плотских страстей, виделся воспитателю Дмитрия Донского, оптимальным для того, чтобы в паре возникла любовь и взаимопонимание.
Он оказался прав. Княгиня Евдокия прожила с мужем в любви и согласии до самой его кончины в 1389 году. Она стала матерью 12 детей, 8 из которых, были мальчиками.
Евдокия разделяла все заботы супруга: военные, политические, хозяйственные. Она сумела создать своенравному Дмитрию крепкий и надежный тыл, могла смирять его излишнюю вспыльчивость и гордыню.
Трудный век княгини
Евдокии пришлось мирить отца и мужа, способствовать росту благосостояния Москвы. Она с замиранием сердца ждала вестей о битве на Куликовом поле, после которого, ее молодой муж опасно занемог: перенапряжение вызвало сердечную болезнь, которая и свела мужчину в небытие в возрасте мужского расцвета.
Именно под руководством Евдокии Москва собирала ополчение и готовилась противостоять Тохтамышеву нашествию в 1382 году, а после него, пришлось отрывать от сердца старшего сына Василия, уезжавшего в Орду фактически заложником.
И долгие годы томиться в разлуке с сыном, не ведая, вернется ли? А еще княгиня строила храмы, следила за их росписью, вышивала пелены и воздуха для церквей.
Плач княгини Евдокии
Она овдовела в 1389 году, жизнь, полная любви, окончилась со смертью мужа, смертью не в черед, не в очередь, от трудной болезни. А ведь буквально за несколько дней до кончины мужа, родила княгиня своего последнего ребенка - сына Константина.
Вдова. В 36 лет. Она до самого последнего мгновения сидела у постели своего милого лады, а после завела плач, который до нас донесла летопись:
...Свет мой ясный, зачем померк ты? Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей. Вместе с тобой жила, с тобой и умереть хочу. И юность еще не оставила нас, и старость не настигла. На кого оставляешь меня и детей своих?...
Но сын Василий был еще юн, ей предстояло наставлять его и удержать от братних распрей. И она сумела это сделать. И не позволила второму сыну Юрию оспорить власть первенца, и стала гарантом завещания мужа, фактически, взяв бразды правления в свои руки.
А еще продолжала с удвоенной энергией богоугодные дела. Построила Вознесенский монастырь в Москве, Горицкую обитель в Переславле, украшала храмы росписями и иконами, приглашала и отличала знатных мастеров и иконописцев: Феофана Грека и Симеона Черного.
Именно благодаря княгине Евдокии 8 сентября стало праздником, днем победы на поле Куликовом. А еще заботили дела, совершенно чуждые пониманию женщины и матери. Снова пришлось собирать ополчение, на этот раз для защиты Москвы от Тамерлана.
Легенда о Рублеве
Есть легенда, что незадолго до монашеского пострига и кончины, Евдокия занемогла. Во сне ей явился архангел Михаил и возвестил окончание срока ее земного бытия. А наутро у княгини отнялась речь. Вероятно, ее настиг инсульт.
Знаками женщина смогла показать, что она хочет, чтобы к ней привели изографа для того, чтобы он изобразил того, кто посетил ее во сне.
Лучшие иконописцы старались и приносили ей свои работы. Молча махала княгиня рукой - не то. А однажды пришел к ней юный отрок, имя его было Андрей Рублев, был он учеником Симеона Черного, да и отец его был тоже иконописцем.
Юноша принес через несколько дней свою работу:
-Вот, точно такого и видела, - сказала неожиданно княгиня. Так к ней вернулась речь.
Евдокия постриглась в монахини с именем Ефросинии, а через несколько недель в 1407 году, ушла в лучший мир, где ждал ее горячо любимый супруг.
Чудеса и исцеления последовали у ее последнего пристанища и княгиня стала святой покровительницей Москвы и русских государей.
***
Еще больше историй и фактов на моем канале. Заходите в гости, я Вам всегда рада.