Владельцы ателье утверждают, что с эффективностью сарафанного радио и укрепления личной дружбы с клиентом не сравнится ни один вид рекламы.
Узнать о том, что ваши работы достойны внимания, новичок может, только увидев удачно сшитые вещи на ком-то из своих знакомых.
Или на Вас.
Так начинала работу и я.
Закончив Пединститут, я ушла в декрет. По Бурде начала шить вещи себе и детям. Потом пришли соседи и подружки.
Ни о каком достойном качестве и речи ни шло - я училась на своих ошибках.
"Клиенты" терпеливо приходили на многочисленные примерки. Вместе с ними придумывали, как исправить или доработать мои косяки.
Со временем вещи стали получаться всё лучше и лучше. И вот тогда стали приходить знакомые знакомых, посторонние для меня люди.
И вот уже лет как 20 у меня нет проблем с заказами. Даже когда я открыла свой швейный цех.
Работа в ателье относится к типу профессий "человек-человек". Портному приходится работать с очень разными людьми. Главное умение - распознать тип клиента. И в зависимости от этого выстраивать своё поведение с ним.
С опытом приходит понимание - кто твой клиент, а кто нет.
За время моей работу у меня было всё:
и испорченные вещи, и испорченные отношения, и равнодушные клиенты (по которым невозможно понять, понравилась им вещь или нет).
После таких заказчиков было стойкое ощущение, что я просто не умею шить.
Но приходили другие, довольные заказами люди, и всё налаживалось.
Со временем я очистила свою базу от нежелательных заказчиков. Если ко мне такие приходят, то задерживаются не больше, чем на один заказ, даже если они предлагают мне жирные заказы - здоровье дороже.
Для себя я выделила 4 вида таких заказчиков. Постараюсь описать их характеристики, и что с ними можно сделать.
1. На каждой примерке хотят что-то новое.
На каждой примерке меняют фасон: юбку длиннее, рукав шире, воротник другой, на прошлой примерке было лучше и т.п. Говориться с видом "всё пропало".
На таких уходит по 4-5 примерок.
Иногда приходится полностью перекраивать конструкцию - интересного мало.
Приходят даже после того, как забрали вещь - удлинить, изменить и т.д.
Что я делаю.
Здесь надо понимать - в этих изменениях вашей вины нет. Заказчик сам не знает, что хочет, а к вам не прислушивается.
Необходимо объяснять, что был заявлен другой фасон, на примерке всё согласовано.
За каждое изменение брать дополнительные деньги по прейскуранту.
По опыту могу сказать - сливаются сами.
2. Не хотят платить деньги.
Да, да. Есть и такая категория клиентов.
Даже если всё будет сшито идеально - они найдут к чему придраться: кривенькая строчка, небольшое пятнышко на изнанке. А дома обязательно найдут затяжку, которую не увидели при Вас.
А если фигура не идеальная - то в этом будете виноваты именно вы.
Что я делаю.
100% возвращаю все деньги и объясняю, что мы больше не работаем вместе.
Надо понимать разницу, что если вы действительно испортили вещь, то вернуть деньги - это нормально. Я описываю случай, когда в душе у вас остаётся чувство несправедливости.
За всё время мне пришлось сделать так 2 раза. У одной барышни случилась истерика, и я много чего о себе интересного услышала.
Это надо просто спокойно пережить.
3. Бедные клиенты.
Такие заказчики хотят за небольшую сумму создать себе шедевр.
С такими тяжело работать, потому что психология богатых и бедных людей отличается очень сильно.
Если обеспеченный человек платит с удовольствием, легко идёт на творческие эксперименты (что самое ценное в нашей работе), смотрит на всё довольными глазами,
то бедный человек находится в жёстких рамках: боится лишний раз отойти от фасона.
При этом ищет всегда недостатки. Даже если их нет, он обязательно придумает, чтобы унизить вас и показать таким способом свою значимость.
Что я делаю.
Ставлю оградительные цены в прейскуранте, чтобы приходили люди с определённым достатком.
4. Ходят, как к психологу.
Прежде, чем примерить вещь, выливают на тебя все события, происшедшие со времени последней встречи. И все в тёмных тонах.
Здесь надо уточнить, что о своих любимых постоянных клиентах я знаю очень многое. Мы с удовольствием делимся своими радостными событиями и не очень.
Разница в том, что это делается между делом и ненавязчиво.
Здесь же наглым образом занимают твоё время без всякого разрешения на это.
Что я делаю.
Есть у меня одна такая дама. Ходит ко мне уже больше 15 лет. Я её терплю, потому что она очень лояльна как заказчица: прислушивается к моим советам по шитью и платит столько, сколько посчитали.
Единственное, мне её часто приходится осекать: говорю, что у меня мало времени. В крайнем случае объясняю, что мне это не интересно.
Иногда помогает.)))
Каждый человек неповторим и индивидуален.
Для установления и укрепления контакта с клиентом, важно искренне показать уважение к нему и заинтересованность в нём. Это легко считывается другими людьми.
Но если при всей вашей искренности человек хочет решить с вашей помощью какие-то свои психологические проблемы, то необходимо в первую очередь позаботиться о себе.
Желаю Вам работать только с любимыми и довольными заказчиками и адекватными людьми. Пусть к Вам приходят именно ваши клиенты.