227K подписчиков

Что позволило картине «Номер 5…» стать самой дорогой в истории искусства?

2,5K прочитали

Картина «Номер 5, 1948», которой долгое время принадлежало звание «рекордсмена» среди проданных работ искусства, вбирает в себя всю полноту уникальных черт творческого стиля своего автора, Джексона Поллока, она рождает неповторимые образы в сознании каждого, кому хоть раз приходилось ее видеть. В чем же ее секрет? Что выделяет ее из работ других поствоенных художников?

Картина «Номер 5, 1948», которой долгое время принадлежало звание «рекордсмена» среди проданных работ искусства, вбирает в себя всю полноту уникальных черт творческого стиля своего автора, Джексона...

Джексон Поллок – настоящий революционер в сфере живописи. В конце 1940-ых его творчество ни раз становилось предметом жарких дискуссий, а его полотно «Номер 5, 1948» в 2006 году ушло с аукциона за рекордный ценник в 140 млн. долларов, что позволило ему, таким образом, стать самым дорогим произведением искусства на ближайшие шесть лет, пока его рекорд не был побит в 2012 году. «Номер 5…» вбирает в себя множество исключительных черт и, без сомнения, оставила огромный след в истории искусства.

История создания полотна и авторские черты, ему присущие, по-настоящему удивительны:

1. Первое, что «бросается в глаза» — это название картины. Оно не отражает ни композицию, ни суть изображенного, звучит довольно отстраненно от самой работы. Но удивительно, что таковым и является принцип, которым пользуется художник, когда присваивает своим работам названия. Его задача – не допустить никаких искусственных ассоциаций у зрителя, которые могут быть вызваны названием картины, уйти от «подталкивания» публики к «верному» трактованию и понимаю произведения. Цель - чтобы каждый, кто видит картину, рождал в своем сознании индивидуальный, личный образ увиденного, отталкивался от личного восприятия, наделял ее собственным смыслом.

2. Помимо того, что Поллок является одним из самых ярких примеров абстрактного экспрессионизма, выражающегося в спонтанном изображении внутренних переживаний художника, он также стал основателем собственного, уникального метода работы с красками и холстом. Именно эта техника нашла свое главное воплощение в работе «Номер 5, 1948». Заключается она в том, что художник в ходе работы ходит вокруг полотна, размещенного на полу, и разбрызгивает краску с помощью широких кистей и шприцев. Именно за нее Джексону Поллоку вскоре присвоили прозвище «Джек разбрызгиватель». Чуть позже, в 50-ых годах, один из известных искусствоведов назовет этот стиль «живописью действия».

Картина «Номер 5, 1948», которой долгое время принадлежало звание «рекордсмена» среди проданных работ искусства, вбирает в себя всю полноту уникальных черт творческого стиля своего автора, Джексона...-2

3. Следующим интересным фактом, касательно процесса создания столь значимой для искусствоведения картины, является материал, используемый автором. Кроме упомянутых ранее инструментов (например, шприцов), особенностью материалов являются краски, которые художник наносит на свои холсты. Они синтетичны, то есть выведены особым химическим путем. С помощью этого мастер добивается нужной вязкости краски, которая позволяет ей не размазываться при подобном нанесении на полотно. Более того, Поллок не прибегает к такому привычному и традиционному для художников процессу, как создание эскизов и предварительных набросков.

4. Размер картины впечатляет и достигает почти 2,5 на 1,2 метров. Вся она покрыта огромным количеством брызг, пятен и линий, однако, художник уверенно отрицает любую случайность в искусстве. Знания о времени впитывания краски и ее высыхании, о гравитации позволяют мастеру добиваться задуманного, идеи, что поселилась у него в голове. К слову, в голове Поллока, действительно, творилось что-то интересное: он долгое время пытался побороть глубокую депрессию, а теория архетипов Юнга, увлекшая художника, и вовсе повлияла на дальнейшие его творения.

Картина «Номер 5, 1948», которой долгое время принадлежало звание «рекордсмена» среди проданных работ искусства, вбирает в себя всю полноту уникальных черт творческого стиля своего автора, Джексона...-3

5. Не менее удивительным фактом является и то, что известная нам сейчас картина – это второй ее вариант. Дело в том, что после того, как картина была написана и продана, при транспортировке произошел небольшой казус и она была повреждена, тогда Поллок предложил собственноручно исправить имеющиеся повреждения, но в процессе вовсе переписал всю картину, считая, что никто все-равно не понимает, как правильно смотреть на его работы. Однако, покупатель при первом же взгляде обнаружил изменения, но посчитал, что благодаря ним картина лишь приобрела большую глубину и смысл.

6. При всем этом обилии уникальных черт, картина «Номер 5, 1948» долгое время не появлялась в музеях мира в качестве экспоната и постоянно находилось в руках частных коллекционеров, меняя своих владельцев. И лишь в 2006 году оно так громко и ярко заявила о себе на том самом аукционе, где благодаря ее продаже была достигнута рекордная для истории искусства сумма.

Очевидно, что «Номер 5…» является ключевой работой Поллока. Ключевой не только потому, что произвела фурор ценой своей продажи; не потому, что являлась идеальным образцом уникальной авторской техники живописи и абстрактного экспрессионизма, но и потому, что до сих пор каждый, кто видит эту картину, отыскивает в ней нечто свое, персональное, глубокое - она неизменно заставляет человека рефлексировать. И, во-многом, причиной этого является ряд тех факторов, что были перечислены ранее, их совокупность определяет ту реальность, которую зритель открывает, стоя перед гениальной картиной мастера.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.