Тему случайных людей в школе я уже затрагивала в публикации "Кричит ли в школе педагог...". Возникал вопрос: «кричащие» обязательно случайные люди в школе? Констатировала, что не факт. Потому как и тихонь повидала, которым главное - свои часы провести, и слишком эмоциональных (мягко говоря). Как правило, это приспособившиеся к обстоятельствам люди - учат не по призванию и велению души, а по... корочке диплома и обстоятельствам.
Одна так себя, не стесняясь коллег, и успокаивала: чуть ли не надоели все и всё, но полдня на работе - хорошо! отпуск большой - отлично!.. Она - "случайная", потому что уроки отвела, и "ничего не болит" (а может, это идеально?). С пачками тетрадей сроду не ходила (а они при данном предмете предполагались, как и когда умудрялась проверять - я так и не поняла), общественной нагрузки - никакой, сумела так себя поставить. Такой учитель зарплату получает по общим для всех критериям, но времени свободного действительно больше. "У меня - ставка, вот на столько я и делаю", - говорила коллега.
Есть удивительно спокойные люди, которые умудряются проработать в школе немало лет, будучи не особо привечаемыми администрацией, не особо ценимыми детьми и родителями, да и коллеги могут за спиной, а то и в лицо, попенять на неграмотность или излишнюю мягкотелость в общении с детьми и тому подобное. Дисциплина на уроках, несмотря на, казалось бы, достаточный опыт, аховая... В общем, всё как-то с серединки на половинку. И не знаешь, чего тут больше - спокойствия, чувства самосохранения или равнодушия.
Если работа в школе становится сродни по каким-то причинам понятию "удобное место" (хотя по моим меркам оно весьма "жаркое") - опять же жалко детей. Вспоминаю себя, пятиклассницу, и "историчку" (именно так мы её называли, немного растягивая вторую И и особо смакуя Ч), которая один из самых интересных предметов в школе умудрялась преподавать так, что от скуки скулы сводило.
Самостоятельно (или вслух по цепочке) мы читали параграф учебника, а потом кусками пересказывали. Так она нам объясняла новую тему. Заодно оценки ставила... Существует, кстати, мнение, что случайные люди в школе надолго не задерживаются. Увы! Приспосабливаются! И "успешно"! Потому что им некуда уходить.
Ещё одно яркое впечатление - от практики студентов в одной из городских школ. Прихожу к ним в качестве методиста на урок русского языка и что вижу? Зачётные уроки практически по одной "амёбной" схеме: после весьма затянутой по времени проверки домашнего задания идёт выполнение упражнений из учебника в тетради и одновременно мелом на доске - ученики выходят по очереди. Где-то видно, что пишут, где-то нет. Сотрут, тут же пишут по мокрому...
И это всё! Практически без вариантов. Затянуто и однообразно. Скука смертная даже для меня - чуть не усыпили монотонностью, что уж о детях говорить. Какой там нестандартный подход! Какие там проблемные ситуации, воспитательные и развивающие задачи урока!
Анализируем урок, спрашиваю у одной, едва сдерживаясь, "что это было"? Мы в университете ТАК учили? Ответ: я уроки учителя на первой неделе практики смотрела - она все так даёт; по поводу зачётного советовалась (да, студент обязан это делать) - NN предложила такую схему урока... Ну да! А ты и рада, думаю! Свалила, получается, вину на авторитетное лицо, руки умыла и голову свою к ситуации "не приложила" - ведь так удобнее. И ладно, если в школу потом работать не пойдёшь, потому что ленивая душа уже видна. Такое не перешибёшь. И дело тут не в неопытности... Но и за коллег порой стыдно - студентов некоторые берут не учить и опытом делиться, а для того, чтобы свои проблемы решать: документацию до ума довести, журнал заполнить, да просто по своим делам пойти... Плюс баллы к обязательной аттестации получить. Дадут практиканту методичку - вот и вся методическая помощь. И я не про единичные случаи, а систему. Случайный на случайного, получается, напал? Равнодушный на равнодушного? Как коса на камень?..
Ещё Цицерон сказал: " Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность". Для школы, достаточно системного (рассудочного и упорядоченного) всё же понятия, такое противоречие в виде случайности сродни огромной ошибке. Поэтому "случайный учитель в школе" - это пролонгированный системный сбой, из-за которого страдают, в первую очередь, наши дети. Думаю, с такими педагогами наверняка приходилось сталкиваться и вам...