Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Чем дышат и как греются на флоте

Моряки этого красавца никогда не видят солнечного света в его помещениях и дышат перемолотым вентиляцией воздухом. Так сейчас строят военные корабли. Впрочем, я лично испытал это на себе ещё с начала семидесятых годов, ибо на ракетных катерах так практиковалось ещё тогда. Вечный свет электроламп и лёгкий шум воздуха из дефлектора вентиляции на подволоке. Ну как катер - длина почти сорок метров была.

Стояли групповые кондиционеры, изготавливаемые в Николаеве. Обычно они работали в режиме вентиляции, но летом могли охлаждать воздух, а зимой греть. На входе в кондиционер, а также дополнительно внутри него стояли фильтры из мелкой сетки. Вот и приборки несколько раз в день на военном корабле, но, мама дорогая, как они забивались разной пылью, каким-то ворсом и прочей дрянью, часто требовалась их очистка. Ну и ещё один нюанс. Воздух частично забирается снаружи, а частично рециркулируется из помещений. И чем воняет там или там - будешь нюхать, никуда не денешься.

Кстати, постоянно дующая вентиляция не совсем благоприятна в случае возникновения пожара, поэтому во всех наставлениях есть требование немедленно выключать вентилирование горящего помещения и герметизировать его для сокращения поступления кислорода. А на главном командном пункте есть выключатель, поворотом которого можно вырубить вообще все вентиляторы на корабле.

А были же времена, когда на это дело смотрели иначе. Вот голландский крейсер:

-2

Количеством иллюминаторов не отличается от пассажирского парохода.

После военной службы более десяти лет я отработал в том числе и на судах "река-море", ласково называемых "жабодавами". Вот фото моей каюты на одном из них:

-3

Немало пришлось потратить времени, чтобы привести её в более-менее жилой вид. Все эти занавески-рюшечки скрывают, кстати, повреждённую облицовку переборок, менять её никто не собирался. Непременной принадлежностью является напольный вентилятор. На этих судах нет централизованной вентиляции, каждый решает проблему сам. Облегчает вопрос наличие пары иллюминаторов. В межсезонье проще - открыл, да и все дела. Если при этом дождь не хлещет и волна не лупит в борт :)

Летом же, когда палуба над головой нагревается солнцем или оно светит в чёрный борт, становится невесело, теплоизоляция там никакая. На ходу в иллюминатор высовывают самодельный воздухозаборник из картона, а то и изготовленный из металла. Набегающий поток воздуха немного заруливает и в каюту. Только другой иллюминатор тоже надо открыть, чтобы не создавалось противодавление в каюте, иначе приток будет совсем никакой, такие тонкости.

А я часто просто укреплял подобный вентилятор в одном иллюминаторе так, чтобы он работал на вытяжку, тогда в другой постоянно вливалась струйка свежего воздуха. На новых кораблях всё, конечно, цивилизованней, но я пою о том, что видел.

А зимой, когда вот так выглядел наш "Рэйнбоу"?

-4

На то имелся водогрейный котёл, работавший на солярке. Он автоматически поддерживал заданную температуру воды в системе, откуда она шла на бытовые нужды, а также на отопление. Вот на фото за красивой облицовкой, которую я сам сделал, скрывается обычная чугунная батарея.

Большой проказник этот котёл. То у него электроды свечи электроподжига замаслятся-закоксуются, то форсунка начинает течь, а то он загореться попробует. Большого внимания к себе требовал. Однако зачастую вода на бытовуху греется электробойлерами, а каюты отапливаются ТЭНами или тепловентиляторами, но эти вещи сильно сушат воздух и желательно иметь блюдечко с налитой водой, она испаряется и воздух увлажняет.

А что там в машинных отделениях? В старые времена проблема вентиляции решалась так:

-5

Видите на ближайшем воздухозаборнике ручку? Его можно было разворачивать к набегающему потоку воздуха, чтобы больше забирал. А на двух отдалённых я вижу даже механический привод разворота.

Теперь же непрерывно гудит вдувная и вытяжная вентиляция. Летом это не всегда решает проблему, приходится ходить вот так:

-6

А зимой нередко выключать вообще и надевать что-нибудь потеплее - тепла от двигателей явно не хватает, чтобы обогреть машинное отделение.

Вот и ещё одну сторону жизни на море мы рассмотрели. Если было интересно, ставьте лайк, а если интерес остался, то можно и подписаться, это далеко не конец рассказов о море и моряках.