Найти тему
АвТОгус

Выпускали ли в СССР электромобили?

Я продолжу рассказ об электромобилях разработанных в СССР. Но если в предыдущем выпуске я рассказывал о грузовиках и малотоннажных авто, то сегодня мы поговорим о легковушках. Кстати первый легковой экземпляр появился в стране советов еще в 1935 году. Судьба его неизвестна, так часто бывает с разработками не нашедшими поддержки со стороны хозяина предприятия которым по сути являлась коммунистическая партия. Поэтому начну я с более поздних годов, а именно 1973, когда автомобиль сделал робкую попытку перейти из разряда роскоши в средство передвижения.

И поедем мы с вами, или переместимся во времени на Украину, а точнее в Запорожье на завод ЗАЗ. Семидесятые. На предприятии наладили выпуск более современной модели с индексом 968, этот тот который еще называли ушастым, за характерные воздухозаборники для системы воздушного охлаждения двигателя. Именно на его базе специалисты и создали ЗМИ Электро. Вот тут стоит немного поговорить о технике. Дело в том, что этот автомобиль обогнал время. Машинка имела импульсный полупроводниковый преобразователь, и отличалась способностью использовать энергию торможения для подзарядки аккумуляторов. Да, батарея весила 400 килограммов, но максимальная скорость достигала 60 километров в час, а запас хода, ему позавидуют и многие современные разработки, составлял весомые 100 километров.

-2

-3

Несмотря на многочисленные советские награды и международное признание этого изобретения поставить производство на поток так и не смогли. Работы были свернуты, а вся документация передана на только что построенный ВАЗ. К чести Тольяттинских инженеров стоит отметить, что они с 80 по 87 годы выпустили более 300 прототипов, но давайте закончим с ЗАЗом. Занятно, но работы над созданием авто на электротяге были продолжены уже после распада Союза.

-4

-5

В 1991 году появился первый опытный образец Таврии Электро, к 2005 году машина предстала в окончательном варианте. Подзарядка аккумуляторов происходила от бытовой сети, запас хода в городе составлял 100 километров, а по трассе уже 140, сами батареи выдерживали 400 циклов зарядки, что могло соответствовать 40 тысячам километров пробега. Как вам такие результаты? Кстати вес батарей удалось снизить до 180 килограммов. Но самое ценное в этом автомобиле была его стоимость 8 тысяч долларов США. Жаль, что проект почил в бозе.

-6

-7

Ну а мы сейчас переместимся в Тольятти на АвтоВАЗ, завод считавшийся самым передовым и современным в те годы. Первенцем электро двигателестроения можно считать ВАЗ 2102. Он единственный выпускался в СССР серийно, да, пусть и малыми партиями, но всего из ворот предприятия выехало 50 машин с аккумуляторными батареями. Отличить их о стандартной версии было легко. Задние двери были заварены, а стекла заменены листовым железом, ведь вместо сидений там располагалось сердце машины. Запас хода был невелик, те же 100 километров, но учитывая характер использования этих машин, а работали они в школах - доставляли завтраки, на почте — перевозили посылки и письма, его вполне хватало. В восьмидесятые вазовцами было предложено множество вариантов машин на электротяге, это были и легковушки и фургоны и даже багги. Но, СССР тогда ввязался в очень дорогостоящую авантюру в Афганистане, (ничего не напоминает?), и средств на разработку этих моделей просто не хватило.

-8

Я давно не видел вышеперечисленных автомобилей на улицах, нет их ни в Москве, ни в Киеве, хотя именно в эти два города ушла большая часть электрических авто. И сегодня рынок радует покупателя лишь американскими, европейскими и японскими разработками. Большинство которых и официально то у нас, увы, не продаются.