Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Унылые судьбы

В этом фильме ни одна из трёх подружек не вызывает восторга или, например, маломальской зависти. Они все — как-то коряво и уныло живут, причём наиболее остро эту корявость понимает Людмила. Она всё жаждет и жаждет схватить Птицу Счастья за хвостик, но та — улетает. Не там ловит. И не то.

Какие-то скучные, хотя и вполне обыденные биографии — каждая вторая дама — не только в СССР, но и в тогдашнем мире — это Катя, Люда или Тося, в зависимости от культурного и цивилизационного кода, принятого в обществе. Заметим, что все три — понаехали. То есть оторвались от корней.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

У всех трёх задача — выйти замуж, а у Кати — ещё и выучиться. Судя по всему, Катя не слишком талантлива — не поступила в вуз, куда усиленно желала. Не взожгла на экзамене! Обычная девушка с обычным набором вкусов и мыслей.

Чуть лучше своих подружек, у которых вообще полторы извилины, если честно. Людмилочка шляется по «умным» точкам, делая вид, что тоже умная. Как бы. Даже очки нацепила. Людок в курсе, что настала эра юных «академиков», а потому гладкого москвича надо хватать тёпленьким — в библиотеке.

Людочка лжива — она сочиняет истории, не хуже детей лейтенанта Шмидта и втравливает туда же Катерину. Потом девочки — обманным путём — находят себе престижных кавалеров. Рудольф, ужаснувшись, бежит от хитренькой (как ему теперь уже казалось!) Кати — в его картине мира Тихомирова — обычная провинциальная аферистка.

Людмиле повезло чуть больше — ей достался хоккеист, полюбивший именно симпатичную девушку, а не её якобы-квартиру. Правда, Гурин потом спивается. Рядом с Людкой. Возил-возил ей шмотки, совал деньги, обставлял квартиру — и спился. Не потому что «все хотели с ним выпить», а потому что Людка — заела.

Тося? Правильно сказала всё та же Людмилка: «Такого Колю ты себе и в деревне могла найти!» Нет, он неплохой, даже ходит «в концерт» (sic!) и не бухает по-чёрному. Тихое, примитивное существование во всё улучшающихся условиях — никакого образования, прорыва, чтения.

На стройку пришли — там и остались. Трое сытых сыновей — даже по виду будущих ПТУ-шников. Внуки будут вообще ужасны. По сравнению с гипотетическими внуками, Тося — это почти Шопенгауэр. Да, Катя - бизнес-леди. Родила без мужа — в конце 1950-х оно не только тяжело, но и позорно.

Вкалывание, учёба. Молодец, что. Судя по всему, отстрадав по Рудику, прыгала все годы по койкам — по приличным койкам. Типа того, что: «Я не нашла любви, так буду искать золота ». Её крутой любовник Володя, которого сыграл Олег Табаков, видимо, и помог занять начальственное кресло (а, если не он, то такой же).

Дочь Александра воспитывалась как-то сама собой — маму только иногда видела. И — отвыкла. Выросла немножко циничной — всё-таки социум тогда был добрый, а потому — смягчал нравы. Когда Катя наконец-то нашла жёсткого мужика, при котором Катя стала мягче и как бы... разморозилась, дочке тоже стало легче.

Катя всю жизнь — претерпевала и вдруг — сильное мужское плечо. Наконец-то! Гоша - это наше! Вообще, не случайно в названии — «слёзы». Пословица, намекающая на то, что будет — сложно и жёстко. И как-то нерадостно.

Сам фильм - талантливый и лёгкий, а вот послевкусие - так себе. Бытийный тупичок. «Всё заранее известно: сначала будут копить на телевизор, потом холодильник купят...», - сами же понимали, как и что.

Зина Корзина (с)