Найти тему

Право на фанфикшн

Оглавление

Наверняка вы хоть раз задумывались над тем, как могли бы развиваться события после основного сюжета вашей любимой книги. Или размышляли о том, что осталось не «за кадром», что еще могло происходить в жизни героев. А может даже и писали фанфики. И ведь очень часто бывает, что у оригинального произведения (фильм/игра/комикс/манга) очень творческая фанбаза. Будет точнее сказать, что фанарт и фанфикшн — это отдельная вселенная, где есть свои звездные авторы.

Но есть важный нюанс: публиковать фанфики в интернете — это одно, а издавать книгу с целью продажи — другое. Если в первом случае вам скорее всего ничего не грозит, то во втором могут быть последствия со стороны правообладателей. Сложность состоит в том, что авторское право — это не та сфера, где все понятно и однозначно. Чтобы хотя бы немного пролить свет на непростые отношения авторского права и фанфикшена, мы задали несколько вопросов юристу.

ЧТО ИМЕННО ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ ЧУЖИХ АВТОРСКИХ ПРАВ?

Авторские права распадаются на исключительное право (право по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения, устанавливать плату за использование произведения) и личные неимущественные права (право признаваться автором, право на указание имени автора, право на защиту произведения от изменений/искажений, право на обнародование). Поэтому нарушением будет полное или частичное копирование и распространение произведения с целью продажи без согласия автора, использование персонажей и их имен, а также любых других частей книги, если они являются уникальными, то есть придуманы автором и обладают характерными чертами. Также нельзя включать в свое произведение части другого, выдавая за свое творчество. 

В КАКОЙ ФОРМЕ ДОСТАТОЧНО ПОЛУЧИТЬ СОГЛАСИЕ АВТОРА?

Исходя из определения, по общему правилу для использования произведения требуется письменное разрешение автора (лицензия), которое может предоставляться как за плату, так и бесплатно. Соответственно, нарушением исключительного права будет использование (копирование/распространение) произведения без такого разрешения. О лицензионном договоре вы можете почитать здесь.

ЧТО НЕ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ НАРУШЕНИЕМ?

Есть исключения — случаи свободного использования произведения: копирование произведения в личных целях, использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Последнее предполагает использование произведения не целиком, а в части, оправданной целью использования, например, цитирование критикуемого утверждения из работы другого автора.

А МОЖНО ЛИ НАПЕЧАТАТЬ ЧУЖУЮ КНИГУ ПРОСТО ДЛЯ СЕБЯ? НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ, А ЧТОБЫ ПОСТАВИТЬ СЕБЕ НА ПОЛКУ.

Вопрос противоречивый. Закон допускает воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения (например, печать книги). Ключевой момент здесь — кем и для чего осуществляется воспроизведение. То есть это вполне законно. Но вот издательство не может печатать книги просто так. Если оно выпустит книгу без разрешения обладателя прав на неё, это будет нарушением, хотя бы книга и печаталась для личного использования и в одном экземпляре.

Примеры

Допустим, вам очень нравится книга о Гарри Поттере, но вы считаете, что события должны были развиваться совершенно не так. Что можно сделать? Можно написать книгу в схожем жанре, стилистике (например, приключения мальчика-волшебника, который в различных ситуациях противостоит злу, олицетворённому злым волшебником) — идея авторским правом не охраняется, поэтому никакого нарушения здесь не будет. НО! Нельзя скопировать текст, имена собственные (вымышленных героев, места действия), детальный сюжет. Иными словами, нельзя скопировать половину книги о Гарри Поттере, а вторую половину дописать самому. Здесь хорошим примером будут книги о Тане Гроттер и Порри Гаттере: всем понятно, какая книга вдохновила авторов, но они все-таки остаются оригинальными произведениями.

МОЖНО ЛИ ИЗДАВАТЬ КНИГИ ПО СУЩЕСТВУЮЩИМ ВСЕЛЕННЫМ, НО СО СВОИМИ ПЕРСОНАЖАМИ (S.T.A.L.K.E.R., МИРЫ ДЖОНА ТОЛКИНА, ВСЕЛЕННАЯ MARVEL)?

Однозначного ответа дать нельзя, но скорее всего необходимо связаться с авторами оригинального произведения или нынешними правообладателями, чтобы получить разрешение. Ведь авторским правом может охраняться и само название места действия, его описание и особые признаки, сюжетная канва. И будет очень сложно написать новое произведение, никак не затронув оригинал.

А ЕСЛИ ПРОСТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕНА ИЗВЕСТНЫХ ГЕРОЕВ, НО В ДРУГОМ СЮЖЕТЕ И С ДРУГИМИ ХАРАКТЕРАМИ?

В отношении героев закон устанавливает, что они охраняются авторским правом, если они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора. То есть персонаж описан подробно, у него есть уникальные черты, по которым его легко узнать. Например, если в литературном произведении фигурирует Гарри Поттер — это нарушение авторских прав Роулинг. Если же в произведении фигурирует просто некий мальчик-волшебник, это, разумеется, не будет нарушением чьих-либо авторских прав (даже если его отдельные черты совпадут с чертами героев иных произведений). Понятно, что использование имени не всегда тождественно использованию персонажа. Здесь важна уникальность имени персонажа: если оно обычное (например, Мария Игоревна Иванова) — вряд ли можно говорить об устойчивой связи имени и героя, использовать такое имя можно, не опасаясь нарушения чьи-либо прав. Если же имя устойчиво ассоциируется именно с данным персонажем и произведением (например, Эраст Фандорин или Гарри Поттер), либо выдумано автором данного произведения (например, Златоуст Локонс), использование такого имени будет тождественно использованию персонажа и, соответственно, будет нарушением авторских прав.

НА КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖНО ПИСАТЬ И ИЗДАВАТЬ ФАНФИКИ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ?

Существуют произведения, по которым можно писать и издавать фанфики без ограничений, а равно и использовать их любым способом. Это произведения, перешедшие в общественное достояние. Таковым является любое произведение науки, литературы и искусства после истечения 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Именно после этого срока по общему правилу прекращается действие исключительного права автора и его наследников. Но следует помнить, что неимущественные права, о которых мы уже упоминали, действуют вечно. Поэтому, даже в отношении перешедшего в общественное достояние произведения недопустимо присваивать авторство, не указывать имя автора (если он сам это не разрешил), искажать замысел произведения.

Когда мы говорим о том, что Шерлок Холмс — это общественное достояние, нужно помнить один важный момент. Например, в 2017 году вышла книга, написанная сыном Артура Конан Дойла, Адрианом Конан Дойлем, и Д.Д. Карром по названием «Неизвестные приключения Шерлока Холмса». Она и масса других книг о Шерлоке Холмсе, которые опубликованы недавно и охраняются авторским правом. Поэтому под понятие общественного достояния попадают только книги, написанные Артуром Конан Дойлем, они могут свободно использоваться с 1 января 2001 г. (именно тогда истёк срок действия исключительного права автора и его наследников).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что авторское право — вещь очень неоднозначная, но все-таки всегда важно помнить, что если вы не уверены в правомерности какого-то действия, лучше лишний раз уточнить. Это поможет избежать неприятностей. И самое главное — это уважать чужое творчество, тогда все авторы будут довольны и счастливы.