Найти тему
Жизнь в движении

Как слетать в отпуск на грузовом самолете?

А приходилось ли вам когда-нибудь летать на грузовом самолете?

Если нет, то устраивайтесь поудобнее, сейчас расскажу как это бывает, что из этого выходит и почему это интересно.

Несколько лет назад, довелось полетать в легендарном Ил-76, но не просто летать, а в грузовом отсеке, да еще и со своим автомобилем.

История это не обычная тем, что в ходе авто-экспедиции на Таймыр, потребовалось вернуться из Норильска в Москву вместе со своим автомобилем, который добравшись до Норильска из Нового Уренгоя своим ходом, из-за поломок увы, уже не смог проделать самостоятельный путь обратно. Можно, конечно было дождаться лета и навигации по морю на Архангельск, но это был не наш вариант.

Поэтому оставалось простое, но не дешевое решение - перелёт на грузовом рейсе, выполняемом из Норильского аэропорта Алыкель в грузовой терминал аэропорта Иваново.

Почему в Иваново? Потому, что обычно все грузовые рейсы в направлении Москвы выполняются либо в Иваново, либо в Ярославль, так исторически сложилось с московским авиаузлом.

Немного про аэропорт Алыкель. Это непростой аэропорт в силу своего географического расположения в условиях Крайнего Севера.

В зимние месяцы он бывает закрыт много дней из-за буранов и метелей, а в летнее время из-за низких плотных туманов. Регулярные рейсы могут откладываться на часы и дни.

С грузовыми же бортами все немного проще.

Итак, находим транспортную компанию, которая готова осуществить перевозку автомобиля и водителя с пассажиром, оплачиваем немалую сумму за аттракцион и ожидаем дома сигнала, к выезду в аэропорт, если получено разрешение на вылет.

В аэропорту автомобилю предстоит пройти процедуру предполетного контроля, очень похожую на то, что проходят пассажиры - только более масштабную.

В специальном ангаре происходит полная разгрузка автомобиля от вещей, запчастей, жидкостей и прочего оборудования, не включенного в стандартное оборудование автомобиля. Так же топливные баки не должны быть заполнены топливом более, чем на 1/3 от объема - безопасность полета, так как меняется давление.

Дальше автомобиль проходит взвешивание на специальных весах, где фиксируется снаряженная масса автомобиля и её отклонение от паспортной снаряженной массы.

Отдельное взвешивание проводится для всех вещей, выгруженных из автомобиля, и оплачивается разница, которая не включена в бесплатную норму провоза груза. В нашем случае бесплатная норма багажа составила около 200 кг.

Далее автомобиль заезжает в специальный большой X-RAY сканер, где автомобиль сканируют на запрещенные к перевозке предметы. Вещи также выкладываются на ленту обычного пассажирского X-Ray сканера.

Газовые баллоны и аналогичные вещества имеющие 2 класс опасности к перевозке воздушным транспортом без специальных средств защиты не допускаются, и нам приходится оставить все 15 баллонов в аэропорту.

Всё, предполетные процедуры с автомобилем пройдены и мы готовы к погрузке в самолет.

Покидаем грузовой терминал, где на выезде нас ждет специальный автомобиль сопровождения - "pace car".

Он сопровождает нас по летному полю аэропорта к стоянке самолета.

Следуем за автомобилем сопровождения по летному полю Алыкеля
Следуем за автомобилем сопровождения по летному полю Алыкеля

Сегодня мы летим не одни - пустой Ил-76 помимо нас на "большую землю" забирает еще один легковой автомобиль.

Вообще - это обычное дело, когда самолеты из Арктики возвращаются пустые - мы для них попутный груз.

Наш грузовой ИЛ-76
Наш грузовой ИЛ-76

Никаких трапов, бортпроводников, автобусов, доставляющих вас из здания пассажирского терминала к самолету. Трап к люку самолета заменяет каракатица - стремянка, вместо бортпроводников сотрудники аэропорта, помогающие с погрузкой автомобиля в самолет, а вместо автобуса - пешая прогулка по аэродрому.

Процесс погрузки в грузовой отсек Ил-76
Процесс погрузки в грузовой отсек Ил-76

Но вот, открывается рампа грузового отсека - трап, и две машины друг за другом заезжают "внутро" этого грузового гиганта. Хотя "заезжают" - это громко сказано, легковой автомобиль самостоятельно не может заехать по рампе в самолет и его затягивают лебедками, наш же Nissan Patrol забрался в самолет самостоятельно.

Специально обученные люди, жестко фиксируют стропами колеса автомобиля, образую жесткие растяжки и после этого происходит закрытие рампы.

Если не зафиксировать технику, то во время полета, она способна повредить самолет.

Внутри ИЛ-76 при закрытой рампе
Внутри ИЛ-76 при закрытой рампе

Между прочим, именно такие картинки обычно наблюдают десантники, когда их транспортируют вместе с боевой техникой на аналогичных бортах ИЛ-76.

Но в этот раз мы катапультироваться с парашютом не собираемся, хотя....

После завершения погрузки грузового отсека, можно получить посадочный талон для водителя и пассажира в пассажирском терминале. Эта процедура совсем не отличается от обычной процедуры посадки на пассажирский рейс - печать талона, досмотр и выход через специальный служебный гейт на посадку.

посадочный талон на наш грузовой рейс
посадочный талон на наш грузовой рейс

Сопровождающий человек доводит нас через летное поле до самолета, где мы по стремянке буквально запрыгиваем в дверь самолета, готовящегося к взлету.

Как только фиксируют дверь самолет сразу начинает движение на взлетную полосу с нехарактерным звуком работающих силовых агрегатов грузовика.

Внутри самолет нет никаких багажных полок, уютных туалетов с умывальниками, улыбающихся стюардесс, разносящих бутылки красного вина. Только суровые мужики - грузчики в грузовом отсеке, лежащие на грязных матрасах, выгребное ведро, заменяющее туалет, да грузовой каркас, разграничивающий отсек на сектора.

Для случайных же пассажиров, типа нас, есть пара длинных лавок вдоль бортов, которые успешно заменяют сидения бизнес-класса.

Хотя у нас все же были свои удобные и привычные кресла бизнес-класса - в автомобиле.

-7

Ну а дальше нам предстоит почти 5 часов полета из Норильска до Иваново, когда белоснежная тундра будет сменяться Полярным Уралом, бескрайней тайгой и полями средней полосы России.

Если очень попросить, то можно зайти даже в отсек штурмана и полюбоваться фантастическим видом, открывающимся из нижнего остекления отсека. Хотя особенно потрясающе выглядит именно заход на посадку этого грузового гиганта. Медленно, словно тяжелый слон, он разворачивается заходить на показавшуюся на горизонте ВВП.

-8

Но вот наш полет завершается, открывается грузовая рампа и нас встречает терминал аэропорта Иваново. Здесь уже почти настоящая весна.

выгрузка автомобилей из Ил-76
выгрузка автомобилей из Ил-76

Подписав необходимые бумажки мы покидаем территорию аэропорта. Оказывается летать в отпуск на грузовом самолете почти не сложнее, чем отправиться на пляжи Турции чартерным рейсом по программе "все включено". Хотя.... таких фотографий и воспоминаний от Турции точно не останется.

терминал аэропорта Иваново
терминал аэропорта Иваново