Найти в Дзене
CyberYozh

Ученые доказали, что смартфоны не подслушивают... но ошиблись.

Оглавление

Недавно появилось исследование, проведенное учеными из Северо-Восточного университета США, где специалисты проанализировали 17 260 приложений Android и заверили, что ни одно из них не было замечено в отправке аудиозаписей на управляющие сервера.

Как же быть, ведь неоднократные исследования экспертов и наблюдения пользователей доказывали, что и Facebook, и Google анализируют разговоры рядом с мобильным устройством для дальнейшего показа целевой рекламы. Почему же эксперты пришли к другому мнению?

Ответ в механизме работы подобных систем. Условный Facebook действительно может слушать периметр вокруг телефона (примерно до 5 метров), но голос он не записывает и уж тем более не отправляет записи разговоров рядом с телефоном на свои сервера.

Это и ресурсоемко, ведь миллионы записей надо ежесекундно обрабатывать и хранить, а кроме всего прочего, это дорого, в том числе для абонента, использующего мобильный интернет. Нельзя забывать и про правовые последствия, которые могут грозить корпорации за кибершпионаж. Корпорация Google и так уже получила от Еврокомиссии штраф почти на 2,5 млрд евро.

Как это работает?

К сожалению, для пользователей корпорации нашли компромиссное решение, перенеся задачу распознавания рекламных слов-маячков на устройство владельца. Приложение в таком случае работает аналогично голосовому помощнику вроде Siri, Кортаны или Алисы. И если хозяин телефона пару раз произносит «надо купить машину», приложение переводит это в рекламную категорию «интерес к автомобилям» и отправляет информацию на сервер. Данная информация будет связана с аккаунтом пользователя в рекламной сети.

Дальше, когда пользователь откроет тот же Facebook, социальная сеть уже будет знать, что он интересуется покупкой машины, и покажет ему объявления с предложением купить автомобиль в регионе его текущего местонахождения, которое, благодаря GPS и мобильному приложению, хорошо известно.

На самом деле, алгоритм определения подходящей рекламы у современных рекламных систем очень сложен, например, Facebook может учитывать еще и вероятное финансовое состояние адресата рекламы, его предпочтения на основе групп, в которых он состоит.

Может даже использоваться информация из личных сообщений. И хотя у меня нет данных про Facebook, но вот сервис Gmail (электронная почта от Google) был уличен в анализе писем пользователей и выводе на основе их текста рекламы. Это повлекло за собой судебное разбирательство.

Зачем это нужно корпорациям?

Рекламный доход – основной доход Google и Facebook, чем эффективнее будет реклама, тем больше рекламодатели согласятся за нее платить и тем больше будет рекламодателей. Например, в 2017 году Facebook заработала на рекламе 39,9 млрд долларов из 40,6 млрд общего дохода. Когда на кону такие деньги, можно и забыть про конфиденциальность пользователей.

Как от этого защититься?

Запрещать приложениям доступ к микрофону и отключать голосовых помощников. Не брать телефон на важные переговоры, выключая или оставляя его в другом помещении, и обязательно удалить все приложения, которые вы не используете.

Используют ли это спецслужбы?

Бытует мнение, что подобные системы используются спецслужбами для поиска террористов и преступников. Доказательств тому нет, и, скорее всего, до следующего Сноудена не будет, но на месте спецслужб я бы непременно использовал подобную возможность. Сложно найти лучшего шпиона, чем современный смартфон, умеющего слушать, видеть и отслеживать все перемещения владельца.

Материал написан на основе наблюдений, знаний и опыта автора.