Фильм «Афоня» (1975) настолько популярен, что мы уже не видим тех странностей и нестыковок, которые в нём присутствуют, как не замечаешь не прорисованные (или нелепые) части в знаменитых шедеврах, воспринимая картину в целом — этаким привычным пятном.
Вас никогда не удивляло, что пьющий сантехник обыденной внешности, у которого дома нет даже телевизора, да ещё и — проблемы с посудой, имеет такое количество знакомых дам? И не алкашек-синюшек, а довольно красивых тёток и — девиц.
«Какой же ты подлец, Борщов!» - выдыхает шикарная мадам, одетая и причёсанная по картинке из журнала. И — спускает друга-Колю с лестницы. Тётка хороша. Явно не лежалый и не порченый экземпляр.
Потом мы видим его бывшую подругу на кассе — не Афродита, но и не отстой — хорошая, крепкая пролетарка с модной причёской. Не говоря уже о Кате-медсестре, которая намертво привязалась к ...повторюсь пьющему сантехнику средней наружности.
Актриса Евгения Симонова в те годы играла привлекательных современниц, этаких интеллигентных принцесс (и принцесс сказочных — тоже). Зримый эталон и невеста времени. Явно моложе Афони (Леониду Куравлёву в момёнт съёмок было сильно за 30, точнее - ближе к 40).
И тем не менее! На танцах Афоня с ходу приглашает пикантную даму и, если бы не драка, он проводил бы её домой в возможными последствиями. Ещё раз повторюсь — пьющий, крепко пьющий!!! - сантехник с повседневной физиономией.
Находясь на отдыхе, как нам повествуют, Афоня искупался в не предназначенном для этого водоёме — ради некоей подруги, которая называла его Вольдемаром. То есть везде-то «подлец Борщов» умудряется найти себе красотку для встреч и утех. Он и к медсестре относится с пренебрежением — неяркая она для него.
Размеры скучные, да и вообще, его судьба — вон та богатая хозяйка с длинной косой, одетая в популярном о ту пору «фольклорном стиле». Губа не дура у Афони — он реально настроился на ту диву. И — оторопел, поняв, что лишний на этом празднике бытия. Привык ибо.
Кроме этого, пьянь-рвань (по идее) регулярно ходит на танцы и не чужд франтовства. Обычно те мужики, что гуртовались с «федулами», не производили никакого впечатления на таких женщин, как героини Евгении Симоновой и Нины Руслановой.
Они и на синячек не производили впечатление. Просто априори. Те кавалеры, что просыпались (во вском случае, в 1970-х!) с бодуна, не интересовались танцульками. Их ноги туда не несли. Это как бы два разных типажа. Не сходится. Нет.
Недавно опять смотрела фильм, просто как фон - и каждый раз задавалась этим вопросом: КАК? Это же разные форматы: Казанова и бухой сантехник, по утрам не понимающий, какой нынче день.
Зина Корзина (с)