Найти тему
Coin.radio

WhatsApp становится главным посредником в мировой торговле героином

Увеличение покрытия сотовых сетей меняет привычные схемы распространения наркотиков. Роль мессенджеров по типу WhatsApp для наркодилеров схожа по смыслу с тем, чем является Uber для таксистов.

Мозамбик имеет всего одну надежную дорогу, соединяющую юг и север этой африканской страны. Эта дорога является основой прибыльного бизнеса торговли героином. Официально двумя крупнейшими статьями экспорта государства являются уголь и алюминий ($678 млн и $378 млн соответственно, согласно статистике за 2016 год). Экспорт электроэнергии также принес стране сопоставимую с продажами алюминия цифру.

Однако, в соответствии с июньским докладом базирующейся в Женеве компании Global Initiative, которая занимается вопросами демократии, прав человека и мониторингом организованной преступности, Мозамбик экспортирует от 10 до 40 тонн героина в год. При цене около $20 млн за тонну доход от этого незаконного наркооборота может составлять $200–800 млн. Поэтому именно героин может быть главной статьей экспорта страны.

Мозамбик после окончания в 1992 году гражданской войны стал важным транзитным пунктом в мировой наркоторговле. Здесь этот бизнес строго контролируется влиятельными кланами, которые имеют поддержку со стороны политической элиты, пишет Quartz Africa.

Но в последнее время хватка правящих кругов ослабевает. Причиной тому является расширение территории работы сотовой связи, мобильный интернет и мессенджеры по типу WhatsApp, Telegram или Viber. Инновации меняют схемы взаимодействия. Из Саудовской Аравии и ОАЭ водители и рыбаки получают через приложения анонимные инструкции. Также дилеры могут выслать фото продукта или контактного лица, перевозящего наркотики.

Бывший журналист, а ныне исследователь Лондонской школы экономики Джозеф Ханлон в своей аналитической работе, посвященной этой проблеме, сравнил мессенджер WhatsApp с международной сетью такси Uber, которая построена вокруг одноименного мобильного приложения. Он назвал рост популярности мессенджеров «уберизацией героиновой торговли».

Большинство наркотиков попадают в страну традиционным образом: их привозят на маленьких рыбацких лодках, которые незаметны для спутникового наблюдения. Более крупные объемы везут на мотоциклах в специальных емкостях. Некоторые партии поступают из Пакистана под видом риса.

Но дальше начинает действовать децентрализованная модель по принципу Латинской Америки. Наркодилеры с помощью мессенджеров информируют своих исполнителей о том, каким маршрутом лучше осуществить доставку, пересылают номера телефонов лиц, которым нужно дать взятку за проезд без досмотра и т. д.
Значительная часть экспорта наркотиков из Мозамбика попадает в порт Йоханнесбурга, а затем распространяется по всей Европе.

Как отмечает Quartz Africa, пока трудно предсказать, смогут ли инновации полностью заменить криминальные схемы прошлого. Технологии предлагают новую модель поставок, но пока не позволяют избежать необходимую для незаконного бизнеса коррупцию среди полицейских, судов и чиновников.