Содержание: Привычный сценарий | Появление версии | Сомнения и ответы
Однако, ставшая на долгое время канонической схема с «отвлекающей Алеутской операцией» вызывала ряд вопросов:
1. Целесообразность.
Основной целью Мидуэской операции был не сам захват этого атолла (насчёт которого у японцев были очень серьёзные сомнения в своей способности его впоследствии удержать – прежде всего из-за проблем со снабжением столь отдалённого форпоста), а вовлечение и уничтожение в генеральном сражении оставшихся сил Тихоокеанского флота США, прежде всего, авианосцев и линкоров.
В этой ситуации какая-либо «отвлекающая операция» выглядит крайне нелогичной, так как она прямо противоречит основной цели. Зачем «отвлекать внимание противника от направления главного удара», если требуется наоборот привлечь к нему максимум внимания с тем, чтобы вызвать ответную реакцию противника в виде выдвижения максимально возможного количества американских кораблей в подготовленную для них ловушку.
2. Недостаточное время на реакцию.
Не будем забывать, что речь идёт о Тихом океане с его огромными расстояниями. Для лучшего понимания стóит вспомнить, что расстояние от Пёрл-Харбора до Мидуэя составляет 1134 мили [2100 км], а от Пёрл-Харбора до Датч-Харбора 1996 миль [3700 км], и это по кратчайшим маршрутам (по дуге большого круга). То есть переброска туда кораблей заняла бы, как минимум, 75,6 и 133 часа соответственно (экономическим ходом в 15 узлов [28 км/ч]). При этом японские самолёты появились над Датч-Харбором 3 июня 1942 г. в 03.45, а над Мидуэем – 4 июня в 06.35.
Таким образом, американскому командованию оставлялось менее 27 часов на реакцию. Как нетрудно посчитать, даже в идеальном случае мгновенной реакции и мгновенного выхода кораблей в море, отправленное к Датч-Харбору соединение успело бы пройти от силы 400 миль [740 км] в северном направлении, и к тому моменту, как было бы получено сообщение об атаке уже Мидуэя, оно находилось бы примерно на широте Мидуэя и где-то в 900 милях [1668 км] восточней атолла. В реальности же этого времени в лучшем случае хватило бы на авральную подготовку к походу имевшихся в Пёрл-Харборе кораблей.
Это прекрасно понимали и в штабе Объединённого флота, поэтому появление в районе Мидуэя американского соединения ожидалось не ранее 7 июня, то есть на четвёртый день после начала операции и на следующий день после захвата собственно атолла, и именно к этой дате все японские соединения должны были занять исходные позиции для морского сражения.
3. Состав сил.
Строго говоря, данный пункт не имеет отношения к основной идее канонической версии, однако некоторые авторы (в частности П. С. Далл) называют отвлекающей операцией не только авиарейд на Датч-Харбор 3 июня 1942 г., но и всю Алеутскую операцию, включая захват островов Атту и Кыска. Здесь стóит вспомнить, что в состав остальных четырёх соединений Пятого флота вице-адмирала Мосиро Хосогая, кроме боевых кораблей входили ещё гидроавиатранспорт (8 E13A1 на борту) и 6 транспортов, перевозивших 550 морских десантников, 1143 пехотинца и 700 человек стройбата со строительными материалами и оборудованием.
Присутствие гидроавиатранспорта и инженерно-строительных частей однозначно говорит о том, что эти высадки (за исключением высадки на о. Адак) изначально планировались не как рейды – высадились, зачистили, ушли – а предполагали удержание этих островов достаточно продолжительное время. С обустройством там укреплений, а также баз гидроавиации и подлодок. По первоначальным планам эти острова собирались удерживать как минимум до зимы, но по факту японский гарнизон на острове Атту был уничтожен американским десантом лишь в мае следующего 1943 г., а гарнизон острова Кыска был эвакуирован лишь в конце июля, более чем через год после высадки.
Эти и ряд других соображений приводили к мысли, что «Операция AL» всё же была именно тем, чем она представлялась непосредственно в ходе событий и сразу после них – самостоятельной операцией по захвату двух островков в западной части Алеутского архипелага, проводившейся параллельно с «Операцией MI» по захвату атолла Мидуэй (и, как показывают многие свидетельства, Алеутское направление даже не входило в исходный план адмирала Ямамото, а было добавлено во время обсуждений будущей операции в Генштабе Императорского флота).
Соответственно, рейд палубной авиации на Датч-Харбор утром 3 июня 1942 г. проводился исключительно в целях обеспечения этой высадки и не имел прямого отношения к Мидуэйской операции. Однако, всё ещё оставался главный вопрос: почему в таком случае эта параллельная операция была начата не синхронно, а на сутки раньше Мидуэйской?
НЕОЖИДАННЫЙ ОТВЕТ
Ответ на этот вопрос был впервые опубликован в 1971 г. в 43-м томе издававшейся Национальным институтом военных исследований при Министерстве обороны Японии серии «Сэнси Сосё» («Военная история»), посвящённом сражению при Мидуэе. Хотя, намёки на него встречались и в давно известных японских документах, в частности, в уже упоминавшихся «Японских монографиях».
Однако, американской (и вообще западной) историографией этот факт был замечен и оценён только спустя тридцать лет, уже в начале этого века (по-видимому, известным американским исследователем Тихоокеанской войны Дж. Лундстромом) и впервые опубликован на английском языке лишь в 2005 г., в книге Дж. Паршалла и Э. Талли «Разбитый меч». Этот ответ оказался очень простым, хоть и несколько неожиданным: Алеутская операция началась на сутки раньше лишь потому, что на сутки задержалось начало Мидуэйской операции.
По первоначальному плану оба первых удара палубной авиации – как по Датч-Харбору, так и по Мидуэю – должны были наноситься в один и тот же «День N−3», ранним утром 3 июня 1942 г. с разницей в два-три часа, максимум (Алеутские острова находятся значительно северней и рассвет наступает там раньше). Но за несколько дней до начала развёртывания выяснилось, что Первое Мобильное соединение вице-адмирала Тюити Нагумо не сможет выйти в море в назначенный день из-за задержек со снабжением и подготовкой его авианосцев к походу. Командиры некоторых других соединений также просили об отсрочке.
Однако, общий план двух параллельных операций был слишком сложен, в нём было задействовано слишком много соединений, выдвигавшихся каждое своим маршрутом и по своему графику, чтобы его можно было оперативно скорректировать. К тому же, план был жёстко привязан к «Дню N», поэтому в плане был изменён лишь один пункт: даты выхода в море Первого Мобильного соединения – и, соответственно, первого авиаудара по Мидуэю – смещались на сутки вперёд. Весь остальной график остался прежним.
Это создавало риск преждевременного обнаружения Соединения вторжения (что и случилось в реальности с Транспортной и Тральной группами) и потери если не стратегической, то тактической внезапности (хотя в реальности это не имело особого значения, так как американцы благодаря радиоразведке и так знали японские планы).
Кроме того, у вице-адмирала Тюити Нагумо теперь было лишь два дня на подавление обороны Мидуэя с воздуха (вместо трёх по первоначальному плану), что тоже повлияло впоследствии на принимаемые им решения. Однако, было уже поздно что-то менять, адмирал Исороку Ямамото и его штаб уже стали заложниками своего переусложнённого плана, который, вопреки известному афоризму генерал-фельдмаршала фон Мольтке, начал давать серьёзные сбои ещё задолго до столкновения с противником.
Судя по всему, послевоенных американских исследователей подвела некоторая переоценка японского командования: они приняли за коварный замысел то, что на самом деле было не более чем серьёзными ошибками в планировании и реализации.
Содержание: Привычный сценарий | Появление версии | Сомнения и ответы