Найти тему

ЛОПАТКА

Прочитал в сети рассказик сегодня с моралью, что когда вы своему ребенку в песочнице говорите, что жадничать лопатку незнакомому мальчику - плохо, вы тем самым, во-первых, делаете его несчастным, ведь не может быть счастливым ребенок, которому пришлось все же под маминым моральным нажимом дать чужому мальчику поиграть своей лопаткой.
Во-вторых, вы не приучаете его, как личность, ценить свою собственность, а автору кажется, что умение дорожить своей собственностью - краеугольное умение всякой личности.
В третьих, когда ваш ребенок вырастет и придет работать в огромный офисный опен-спейс, у него не будет морального права не разрешать своим коллегам пользоваться его индивидуальной чашкой, любимой чашкой, на которой, возможно, даже будет написано имя его любимой девушки, которую он принес из дома специально, чтобы самому из нее пить, а не для того, чтобы кто-то пил, так вот он не сможет справедливо заявить окружающим:
- Не трогайте мою чашку! Она моя!
Потому что мы, родители, вселили в него ложные представления о том, что жадничать стыдно, когда говорили что, дай, мол, чужому мальчику поиграть своей лопаткой.

Одна моя знакомая, такая же, как мы, родитель из 90-х, говорила так:
- Меня всю жизнь, растили в комплексах. Теперь новое время, я хочу, чтобы мой ребенок рос без комплексов. Пускай растет свободным.
Как-то я попытался разобраться, какие же это комплексы. Оказалось, что в нашем детстве они назывались: вежливость, стеснительность, скромность, деликатность, щедрость, боязнь доставить неудобство, необходимость поделиться с другим...
Я сейчас смотрю за ребенком этой нашей знакомой. Это вполне успешный двадцатипятилетний молодой человек, не считающий ни один из этих комплексов комплексом.
При всех ее благих пожеланиях, какая-то внутренняя цельность, заложенная в нее еще в детстве, не позволила ей вырастить незакомплексованного ребенка. То есть он вежливый, скромный, деликатный, щедрый и прочие ужасные комплексы, не позволяющие ему быть свободной личностью... Похоже, она ему говорила все же в песочнице про лопатку.
Мы как-то поехали, помню, за город на пикник, молодые были. На озеро Красавицу. Взяли шашлык, овощи и бутылок десять вина. А штопор не взяли.
Нет-нет, я знаю, как протолкнуть пробку внутрь бутылки, а потом вынуть пробку из бутылки шнурком, я жил в те времена, когда эти навыки были актуальны.
Но хотелось какой-то эстетики. И чтобы пробка внутри не затыкала горлышко. Поэтому я сходил на другой конец полянки и у группки таких же, как мы туристов, попросил штопор.
И они..... дали!
А еще бывает, знаете, чеснок вдруг кончился. Или соль. Или даже яйца. Можно сходить к соседям. И они дают. И к нам приходят. И мы даем. Несмотря на все наше уважение к нашей собственности.
У меня немножечко даже дыхание перехватывает в поисках аргументов, ну, насчет того, чтобы нашим детям не жадничать лопатку для незнакомого мальчика.

Они, наши мамы, никаких умных рассказов в сетях, Слава Богу, не читали. И нас воспитывали как-то просто, по-человечески, вот в этих самых комплексах. И в нас худо-бедно заложили, что если у тебя есть лопатка, а у мальчика нет, то поделись.
И мы тоже своих как-то так воспитывали. Тоже по-человечески.
Нет, ты, конечно, сынок, свободен. Можешь ему ничего не давать. Но если хочешь оставаться человеком, то придется дать, как бы тебе это не было ножом по сердцу, придется дать.
И если не дашь, то ты пойдешь из песочницы, прижимая лопатку к груди, и будешь знать, может быть, даже всю свою жизнь будешь знать, что вот, ты не дал мальчику лопатку. Не дал.

Поэтому дай, сынок. Слышишь? Дай ты ему, блин, эту лопатку. Дай, кому говорю!
Пускай он, блин, задавится.