Найти тему
Телеспутник

Умная колонка «Яндекса»: хит продаж или игрушка для гиков?

Умная колонка «Яндекса» увидела свет ровно через 3 года после того, как на витринах американских магазинов появились первые образцы Amazon Echo. За этот небольшой отрезок времени число жителей США, пользующихся умными колонками, уже превысило 50 миллионов, а количество пользователей голосовых помощников через любое устройство, по данным eMarketer, в этом году превысит 91 миллион человек. Популярность умных аудио-устройств от Amazon, Apple и Google заметно растет и в Европе, особенно в Великобритании. И действительно, нет причин, по которым бы они не могли завоевать этот рынок – людей привлекает возможность выбрать устройство на любой вкус и кошелек, благо стоимость самой дешевой модели начинается от 40 долларов.

Многие впервые купили смарт-колонку в рождественские праздники, когда в торговых центрах были организованы специальные акции, а также точки для демонстрации возможностей продукции. Автор этих строк собственными глазами наблюдал, как активно интересовались новинкой посетители торговой сети John Lewis в Лондоне осенью прошлого года. И, как правило, это были люди возрастом старше 40 лет. В то время, как для западного потребителя использование голосового интерфейса для управления мультимедийной составляющей домов активно входит в привычку, в России «общение с роботами» пока диковинное развлечение для фанатов модных гаджетов. Часть из них, кстати, организовали солидную очередь за колонкой «Яндекса» в день старта продаж, но таких пока наберется не более 1% населения.

Функционал

Немного освежим в памяти, что из себя представляет пока единственное устройство, выпущенное компанией «Яндекс». Колонка, которая весит почти 3 кг, оснащена пятью акустическими элементами, включая два высокочастотных динамика мощностью 10 Вт, один 30-ватный низкочастотный динамик и два пассивных излучателя, все это вместе может работать в режиме стерео. Суммарная мощность колонки составляет 50 Вт, ее вполне хватит для прослушивания музыки или просмотра фильма в комнате размером 30-50 кв м.

На борту устройства семь микрофонов, предназначенных для распознавания команд пользователя из любой точки комнаты. Для управления колонкой предусмотрено две кнопки – для вызова голосового помощника и для отключения микрофонов. Также есть кольцо с подсветкой для регулирования громкости. В комплекте к устройству идет кабель HDMI для подключения к телевизору.

Можно сказать, что устройство создано в основном для взаимодействия с современными телевизорами: тут есть возможность с помощью голосовых команд искать фильмы в базе онлайн-кинотеатров, регулировать громкость или ставить проигрывание на паузу. Сама по себе колонка также может проигрывать музыку из каталога сервиса «Яндекс.Музыка», поддерживать непринужденную беседу, озвучивать последние новости или говорить о погоде.

Как и любое другое умное устройство, колонка «Яндекса» с помощью Wi-Fi и Bluetooth подключается и управляется со смартфонов - приложения доступны для владельцев iPhone и телефонов на Android. С их помощью также можно транслировать музыку, фильмы и вводить настройки.

Продажи колонок стартовали в московском магазине «Яндекса», сейчас они доступны только при заказе онлайн на совместном проекте «Я.Маркета» и Сбербанка — «Беру.ру», видимо в компании решили таким образом оценить реальный спрос и проконтролировать объем продаж. Позднее умные колонки могут поступить в розничные сети и интернет-магазинах, когда это произойдет представители компании пока не уточняют. Розничная цена составляет 9990 рублей, покупатель также получает годовую подписку на «Кинопоиск», «Яндекс.Музыку», а также подписку на сервисы IVI и «Амедиатека».

Функционал «Яндекс.Станции» сейчас существенно ограничен, например, с помощью устройства нельзя сделать заказ в интернет-магазине, в отличие от той же смарт-колонки Amazon Echo. Но система постоянно обновляется, так в середине лета был анонсирована возможность управления с помощью умной колонки домашней охранной сигнализацией «Гольфстрим».

Перспективы

И все же пока возможностей у голосового помощника «Алиса» гораздо меньше, чем у Google Assistant, Amazon Alexa и Apple Siri, говорит генеральный директор компании «ИоТ Системы» Николай Русанов. Если помощникам Google Assistant или Siri дать команду «сделай температуру в гостиной 24 градуса», они поймут. «Алисе» пока это не доступно. Нужно сначала настроить фразу, которая будет запускать некий макрос, привязав к ней набор действий, объясняет он. По мнению Русанова, для российского рынка самое актуальное — это умные колонки Apple HomePod с Siri и Google Home с Assistant, при условии, что они будут широко продаваться. Тем более, что Google в этом году уже объявил о русификации Assistant.

Главное преимущество продукта от «Яндекс» в сравнении с американскими аналогами – умение распознавать русскую речь, говорит представитель Группы «М.Видео-Эльдорадо». При условии доступности продукта на российском рынке, «Станция» может занять свою нишу, но о массовом спросе говорить сложно, так как привычки пользоваться голосовыми помощниками у российского потребителя пока не сложилось.

-3

В целом рынок портативных колонок демонстрирует стабильный рост: продажи выросли квартал к кварталу на 80% в деньгах и 70% в штуках. В год продается более миллиона таких устройств. Успех этой категории связан с тем, что колонки подходят самым разным людям, их можно использовать дома, на улице, в путешествии. «Поэтому можно предположить, что аналогичный продукт с дополнительным «умным» функционалом будет иметь спрос. Хотя нужно учитывать, что цена на «Яндекс.Станцию» выше, чем в среднем на доступные на рынке колонки других производителей – средний чек на последние составляет около 5000 рублей», - добавил представитель ритейлера.

Александр Будрин, профессор, руководитель программы «Инновационный маркетинг» факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО:
На мой взгляд, это достаточно амбициозный проект и продукт, однако потребительский консерватизм, присущий российскому рынку, может тормозить развитие отрасли. В России пока рано говорить о пике популярности данных устройств, возможно, к 2023 году все изменится. Мало просто внедрить голосового помощника в колонку, это должно быть нечто большее. Чтобы устройство стало реально «умным помощником», в нем должны быть функции, которые можно отдать на выполнение машинам. Например, как вариант, установить будильник, позвонить и забронировать столик в ресторане, напомнить о каком-то событии. Получается что-то похожее на личного секретаря. Конечно, производителям стоит обеспечить и экстренные вызовы, чтобы в случае возникновения экстренной ситуации устройство помогло вызвать скорую помощь, например.

Умная колонка – это наиболее простой способ для интернет-гиганта выйти на рынок умного дома, говорит руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков. Но, по его мнению, на этом рынке у «Яндекса» есть ряд недостатков, среди которых отсутствие компетенций по разработке и производству оборудования, что объясняет критику устройства на уровне железа на различных форумах.

Среди преимуществ «Яндекса» перед большинством компаний, развивающихся на рынке умных домов, представитель GS Group отметил огромную базу информации о пользователях рунета, которая будет пополняться данными пользовательского поведения с устройств. Вся эта информация может успешно применяться для оптимизации настроек умного дома. Кроме того, у компании есть огромное количество цифровых сервисов на собственной платформе, которые получат еще один канал коммуникации с пользователем.

Тем не менее, сам рынок умных аудиоколонок долго не проживет – он будет постоянно трансформироваться и сливаться с другими рынками по мере развития электроники, объясняет Сурков. Но совсем другое дело, если речь идет об устройстве с голосовым управлением, за которым стоит полноценная экосистема цифровых сервисов с искусственным интеллектом и гигантской аудиторией, как в случае с «Яндексом», Alphabet и Amazon. Такие устройства будут развиваться и усложняться.

По мнению эксперта, для успеха на этом рынке «Яндексу» имеет смысл не ограничиваться только собственным устройством, а взаимодействовать с производителями уже существующих решений для умного дома в части интеграции своей платформы. Руководитель направления EZVIZ Павел Захаркин считает, что перспективы умных колонок и других подобных устройств в России, безусловно, радужные. Вопрос только во времени для их массового распространения. На данный момент умные колонки и «Яндекс.Cтанция» - это прежде всего гиковские продукты. Их покупают современные гики, которым интересно быть в технотренде, попробовать что-то новое и купить очередной гаджет. Для массового распространения колонок необходима интеграция их с сервисами, которые востребованы конечными потребителями. Ведь без сервисов - это обычная беспроводная колонка, пусть даже и с хорошим звуком. И здесь даже вопрос не в цене, потому что люди готовы платить за сервисы, которые удовлетворяют их потребности.

Лида Перовская, сотрудник Международной лаборатории «Компьютерные технологии» Университета ИТМО:
Умные колонки, хотя всё больше компаний их выпускают, всё ещё остаются скорее предметом развлечения и роскоши, чем необходимости. Почти все их возможности можно сделать с использованием мобильного телефона или планшета, а голосовой интерфейс является для пользователей скорее новинкой. Тем не менее, каждая колонка, а точнее каждый голосовой ассистент, обладает своим набором уникальных навыков, которые позволяют точечно привлечь тех пользователей, которым именно этот навык кажется очень классным — кто-то играет с детьми, кто-то отличается характером и живостью, другие отлично разбираются в музыке, четвертые — особенно удобны для работы с рецептами. Мне кажется, что одновременно с тем, как голосовые интерфейсы станут более популярны среди тех, кто не любит пользоваться смартфонами, количество удобных навыков станет достаточно большим и умные колонки займут своё место в повседневной жизни. Массовому потребителю и технологиям понадобится еще хотя бы пять лет на то, чтобы встраивание умных домашних технологий стало повсеместным.