День 12. Миссия выполнена!
Мургаб, как и большинство высокогорных селений Памира производит гнетущее впечатление: белые прямоугольники домов средь каменной пустыни. Холодно, сурово.
Кстати, если спуститься по реке Мургаб несколько десятков километров в сторону все того-же Сареза, можно отыскать еще одни термальные источники. В советское время на той воде работал комплекс теплиц, сейчас этот уголок Бадахшана основательно подзабыт, а соответственно состояние дорог и других сооружений удручающее.
Но сегодня нам в другую сторону: окончательно берем курс на север – домой!
Крайняя заправка на Памире (и самая худшая).
А вот дорога недурна…
и ведет она к знаковому месту всего маршрута…
фотография на котором должна быть у каждого уважающего себя… (подставить нужное).
Перевал Ак-Байтал – белая кобыла (снежная видать) – самый высокий автомобильный перевал СССР.
Высокий да не сложный – подъем плавный, дорога широкая – это вам не Хубаработ. А вот на спуске веселее…
…под перевалом начинается такая хорошая гребенка.
По такой гребенке ехать медленно – мучение, почти все откручивают на полную.
Больше скорость, меньше ям, вся работа слесарям: текут подвески, откручивается не открутившийся до того крепеж…
Есть и объезд «по полю», правда там местами сыровато…
Погранзона с соседним Китаем.
Каракуль – крупнейшее озеро Памира…
…с одноименным аулом на берегу.
Говорят, берега озера покоятся на мерзлоте.
Летом верхняя часть оттаивает, образуя замечательные болотца. Именно сюда выводит та самая дорожка с Рушана.
Ну что ж прощай Памир – начинаем подъем на перевал Кызыл-Арт к границе с Киргизией.
Где-то на подъеме встречаем поломавшихся велосипедистов. Помогаем удалить сломавшуюся каретку на их аппарате, оставив только одну передачу. А ведь у них Памирские перевалы только начинаются!
Погранпереход Таджикистана проходим без проблем – не помеха даже утерянные въездные бумаги на один из мотоциклов.
Спускаемся с перевала – вот уже впереди зазеленели горы Тянь-Шаня, а позади ледяной стеной стоит крайний перевал Памира.
Обрадовались, да ненадолго – подкатываем к КПП Киргизии. Уж с кем никогда никаких проблем не было, а тут… Запускают на территорию и просят обождать… 30 мин, час, второй… Обращения ни к служащим, ни к начальству действия не производят – ждите… Пошли другим путем: развернули имеющуюся у нас палатку прямо на территории пропускного пункта, разложились, начали варить обед. Вот тут –то служивые зашевелились и быстро нас пропустили, взяв, правда, какой-то непонятный экологический сбор по пять сотен с техники.
Теперь уже точно – прощай и до новых встреч!
Под Колесами зашуршала отличная дорога, вокруг неожиданно все зазеленело – какой контраст суровому Памиру!
Контраста добавил и Ошский отель, казавшийся верхом совершенства после гостевых домов Бадахшана.