Что скрыто в последнем произведении Михаила Юрьевича?
«Штосс» – самое загадочное произведение Лермонтова. Мистическая повесть, три главы которой он даже зачитывал на вечере Карамзиных, так и осталась незаконченной. Михаил Юрьевич начал работу над ней перед роковой поездкой на Кавказ.
Произведение отчасти биографично, а концовка до сих пор вызывает споры относительно ее толкования. «Штосс» вспоминают редко, считая его фантастичным очерком. Нам же это произведение показалось интересным, потому мы решили рассказать о нем подробнее.
1. Сюжет
Талантливый художник Лугин, вернувшийся из Италии в Петербург, изнывает, что не может закончить женский портрет. А все из-за того, что люди в последнее время кажутся ему желтыми, а странный голос постоянно нашептывает какой-то адрес.
Конечно же, художник решается пойти к дому советника Штосса в квартиру №27. Художник незамедлительно переезжает в эту квартиру, хоть и чувствует, что она «нехорошая». Особое внимание творческой натуры привлекает портрет старика-игрока с именем Середа.
И не удивительно, что именно в среду ночью к художнику явился человек с портрета. Но не один, а в компании призрака, коим была его дочь. Старик предлагает поиграть художнику в карточную игру штосс и ставит на кон свое призрачное дитя.
Игра происходит каждую ночь, ведь художник уже одержим призрачной красавицей. У Лугина заканчиваются деньги и имущество, и он осознает, что пора что-то предпринять. Повесть заканчивается на фразе «Он решился…»
2. Автобиографичность
Главный герой «Штосса» – художник, но в нем легко угадываются черты характера самого Лермонтова. Михаил Юрьевич не стал делать Лугина своим коллегой, но в то же время наделил его своим вторым талантом – художественным. Ведь художественная одаренность Лермонтова была известна не только его близким.
Внешность Лугина, а также психологический портрет перекликаются с внешностью «создателя». И в этом очередной «каламбур» от Михаила Юрьевича.
3. Двойственность
Повесть написана с использованием «двойной мотивировки» – приема, очень популярного в то время среди писателей. Суть приема заключается
в уравнивании сверхъестественного и обычного, а после – склонения в пользу первого. Но Лермонтов пошел куда дальше и в этой мистической повести, прием стал лишь вершиной айсберга. В его работе двойное дно и даже не одно, а еще море каламбуров, начиная от названия и его интерпретации:
«Да кто же ты, ради бога? – Что-с? – отвечал старичок... – Штос! – повторил в ужасе Лугин».
Слуховые и цветовые нарушения, сопровождающие художника, также являются «игрой», указывающей на искаженное восприятие реальности Лугина.
4. Отсылки
Повесть имеет много отсылок. Тут и «фаустовский» договор с нечистой силой в форме карточной игры между Лугиным и стариком с портрета. И «дорианогреевский» портрет, который живет собственной жизнью. Помимо прочего Лермонтов продолжает традицию так горячо любимого им Александра Пушкина и его петербургских произведений.
Одержимость Лугина призрачной красавицей можно увидеть и у его коллеги-художника в книге Гоголя «Невский проспект». А здание у Кокушкина моста, к которому приходит герой, встречается и в гоголевском произведении «Записки из сумасшедшего дома».
В описании женских образов также есть детали, намекающие на произведения других авторов. Например, в описании женской головы ярко вырисовываются черты, присущие творчеству Жуковского.
5. Шутка для друзей
Изначально Михаил Юрьевич писал «Штосс» для развлечения собственных друзей. Он собрал их в узком кругу и пообещал прочесть свое новое произведение, наказав всем освободить 4 часа времени.
Лермонтов пришел с пухлой тетрадкой и начал читать. Но надурил друзей, и чтение закончилось уже через 40 минут, потому что зачитывал он всего лишь первые три главы своего неоконченного произведения.
Лермонтов и не думал печатать «Штосс», но после его смерти незаконченный материал, обрывающийся на самом интересном месте, увидел свет.
6. А что в конце?
О концовке произведения споры идут до сих пор. Повесть закончилась на фразе «Он решился» и многие историки спорят, на что же решился главный герой. Литературоведы, изучающие наброски и дневники Михаила Юрьевича пришли к выводу, что рассказ был почти дописан и должен был завершиться гибелью главного героя.
Заметка, в которой указано «Доктор: окошко», наталкивает на мысли о том, что Лугин мог выброситься из окна. Например, психиатрической клиники, где его бы лечили от ночных галлюцинаций.
А в 2014 году был снят независимый фильм, трактующий повесть «Штосс» по-своему. Но и в ней главный герой окончил тем, что ушел из жизни.
А вы читали мистическую повесть Лермонтова «Штосс»? Как считаете, как она могла закончиться? Делитесь своим мнением в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24