10 ноября в мире отмечают необычную дату — День просмотра черно-белого фильма. Всего несколько десятилетий назад нецветным был весь советский кинематограф, а сейчас такое кино зачастую смотрят только киноманы. Но сегодня предлагаем каждому провести вечер в компании черно-белого кино, а чтобы выбор было сделать проще подобрали для вас несколько грузинских картин, ведь кинематографисты Сакартвело очень тонко чувствуют жизнь и талантливо показывают нам свои чувства.
«Листопад»
Первый фильм великого грузинского режиссера Отара Иоселиани. Фильм о Грузии, о Саперави, о государственных планах и о первой любви. Листопад — это об осени, но фильм получился по-весеннему прекрасным: начало взрослой жизни главного героя, первая влюбленность, первые переживания, отстаивание принципов честности и чести. Иоселиани ведёт зрителя по тифлисским улочкам к пониманию главных ценностей советского общества — к тому, что только трудолюбивым и принципиальным удается быть честными с миром и с собой, к тому, что смирение и подчинение не приводят к хорошему, к тому, что компромиссы — это не про молодость. Несмотря на то, что сюжет кажется простым и очень советским, драма получилась великолепной и была удостоена приза ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале.
«Отец солдата»
Драма «Отец солдата» режиссера Резо Чхеидзе была снята в 1965 году и получила множество наград. Сценарист картины Сулико Жгенти служил во время Великой Отечественной войны, где встретил мужчину, который стал прототипом главного героя. Фильм повествует о грузинском старике — Георгии Махарашвили, который отправился навестить раненого сына в госпитале, но волею судьбы и своего упорства сам оказывается солдатом. Многое ему придется пройти на пути к своей цели, и когда его часть уже будет воевать в Европе, Георгий обнаружит на одном из мостов надпись: «Здесь первыми прошли танки старшего лейтенанта Махарашвили», а спустя какое-то время он найдет и сына…
«Я, бабушка, Илико и Илларион»
В 1961 году вышла в свет книга молодого прозаика Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», по которой впоследствии был снят фильм. История рассказывает о судьбе мальчика Зурико, воспитываемого бабушкой и двумя своими соседями: охотником Илларионом и сторожем Илико. Герои картины — чудаки с хорошим чувством юмора, представляющие поколение внуков и их дедов (бабушек). Старики за шутками и причитаниями искренне учат жизни, ссоры прекращаются за душевными тостами и песней идущей от сердца, в споре рождается истина, а узы, когда они по-настоящему крепкие, не ослабевают.
«Тепло твоих рук»
Старушка Сидония живёт в глухом селении в горах Грузии. Каждый день по натоптанной годами тропке она спускается к роднику. В один из дней она приходит к роднику вместе со своим мужем — стариком Ясоном. Ясон чувствует, что силы оставляют его и он прощается со своей женой. Они говорят о жизни, любви, смерти, о детях и внуках. Этот фильм — прежде всего огромный пласт воспоминаний всего того, что пережила Грузия. На фоне истории одной семьи и одного грузинского села режиссеры Нодар Манагадзе и Шота Манагадзе показывают историю своей страны.
«Ну и молодежь!»
Тяжелая история о самом ужасном периоде в жизни всего советского народа передана здесь через только что повзрослевших детей, что делает ее еще более трагичной. Лето 1941 года. Юные выпускники одной из тбилисских школ мечтают о будущем и строят планы, не подозревая, что большинству из них уже не суждено сбыться — в стране началась война. Ребята, чувствуя долг перед Родиной, уходят на фронт и переживают вместе с остальными Великую Отечественную войну. Имена друзей окажутся на стене рейхстага в поверженном Берлине, но слишком высокой ценой.
«Когда зацвел миндаль»
Режиссер Лана Гогоберидзе сняла одну из самых трогательных историй о чести и долге. Десятиклассник Зура и его друг, влюбленные в одну девушку, попадают в автомобильную катастрофу, произошедшей по вине Зуры. Его друг гибнет, но родные главного героя пытаются подстроить факты и обвинить погибшего в катастрофе. Казалось бы, Зура должен был быть только рад, но к удивлению всех он хочет честно ответить за свои действия, не предав память о друге.
«Лурджа Магданы»
Дебютная в игровом кино картина двух выдающихся грузинских режиссеров — Резо Чхеидзе, Тенгиз Абуладзе получила приз на Каннском фестивале 1956 года в номинации «Лучший фильм с вымышленным сюжетом». Богатый торговец углем Митуа бросает на дороге издыхающего осла. Шестилетний Михо и трехлетняя Като, дети бедной вдовы Магданы Сесиашвили, находят его, называют Лурджей и выхаживают. Ослик оказался настоящим помощником и кормильцем этой бедной семьи. Магдана уже не сама носит тяжелую ношу в город, а нагружает банками со свежим мацони Лурджу, который стал реальным источником счастья, надежды, радости для нее и ее детей. Однако эта счастливая жизнь длилась недолго: купец Митуа, подкупив судью, отсуживает Лурджи у Магданы, которой с детьми стало еще тяжелее и печальнее, ведь они навсегда потеряли своего неожиданно обретенного длинноухого друга.
«Моя бабушка»
«Сатирическая фантасмагория, хмурый гротеск, ожившая карикатура — как способ осмеивания и открытия», — написано в одной из рецензий. Фильм, переживший второе рождение и первое настоящее признание в 70-е годы, несмотря на запрет в 1929 году как «антисоветская картина» с «троцкистским отношением к загниванию советской системы». «Моя бабушка» стал режиссерским дебютом Котэ Микаберидзе — он снял не просто черно-белое кино, он снял немое черно-белое кино. К названию фильма нужно присмотреться, ведь бабушки в сценарии нет и в помине. Поиски «бабушки» здесь означают поиски «мохнатой руки», которая и письмецо напишет, и теплое местечко выбьет. Но не в сюжете дело, а в жанре, стиле и языке фильма. Многочисленные трюки режиссер использовал остроумно, со вкусом и технически безупречно.
«Шно»
Эта короткометражная комедия Дмитрия Батиашвили рассказывает о непереводимом ни на один язык состоянии «шно». В грузинское селение приезжают итальянцы для катания на лыжах, и Георгий, смотря на них, говорит: «Если они в этом деле лучше меня, лучше я себе голову оторву». Он берет у проходящего мимо парня лыжи и забирается на горку, чтобы сделать прыжок, совсем не умея кататься на лыжах. Прыжок с трамплина здесь метафора слова «шно» — это состояние души, в котором кураж и удаль, и совсем неважно, выиграл ты пари или нет, поэтому даже весь переломанный и загипсованный в конце фильма Георгий лежит с блаженной улыбкой на лице. «Шно у него было — вот и прыгнул».
«Заноза»
Фильм Николоза Санишвили на полтора часа приоткрывает дверь в чудесный мир Грузии. В этом мире все улыбаются и кажутся абсолютно счастливыми — вот только счастье у всех разное. Для одних счастье — это дорогая машина и престижное место в обществе, для других — выгодная партия и перспективное будущее. Но главная героиня — находчивая девушка-шофер — к подобному равнодушна, потому что не любит заискивать и приспосабливаться. Для неё не существует авторитетов и запретных тем — всем и всегда она говорит только то, что думает — настоящая «Заноза». И только влюбленность в красавца-архитектора сказочно преображает строптивую красавицу. На фоне этого в картине показано, как в архитектуре начали избавляться от «излишеств», заменив их всеми известными хрущевками — тогда это было необходимо, а что они дают сейчас?