На выходных получила очередное письмо от читательницы, но на этот раз не с проблемой, а с вопросом: "Юля, вот вы часто пишете посты про манипуляторов, складывается впечатление, что они все такие плохие. Получается, быть манипулятором - плохо? А что, если я сама иногда пытаюсь манипулировать кем-то? Плохо ли я поступаю?".
Вопрос мне показался очень интересным и важным, поэтому я решила не откладывать ответ в долгий ящик. Итак, плохо ли быть манипулятором?
Действительно, в моих историях манипуляторы обычно выступают как отрицательные персонажи, которые заметно ухудшают качество жизни тех, кем они манипулируют. В быту же чаще всего манипуляция применяется, чтобы побудить человека к определенным действиям так, чтобы он не догадался о том, что им манипулируют. И не всегда это плохо.
Приведу пример из своей жизни. Как-то раз я летела из Сочи в Уфу с пересадкой в Москве. Рейс из Сочи задержали, и на самолет в Москве я опоздала. Я думала, что билет мне легко поменяют, но не тут-то было.
Билеты были одной авиакомпании, но не в одном маршруте. То есть был не один транзитный билет Сочи - Москва - Уфа, а два разных: Сочи - Москва и Москва - Уфа. Я думала, что разницы нет никакой, а оказывается есть. Для авиакомпании принципиально, чтобы все направления были в одном маршруте, а не в разных. Только тогда имеет место "опоздание по вине авиакомпании". А поскольку рейсы на связаны друг с другом, то ответственность с них снимается, даже если первый рейс они сами задержали. Вот такие правила.
Как в таких ситуациях действуют большинство людей? Злобное выражение лица, "руки в боки", начинают "качать права" и доказывать, что клиент всегда прав. Обычно таким образом они ничего не добиваются.
Что сделала я?
Я пошла в представительство авиакомпании в аэропорту и сказала: "Здравствуйте! Я попала в очень непростую ситуацию... Со мной такое впервые, и я просто не знаю, что мне делать. Помогите мне, пожалуйста..."
Когда вы начинаете диалог с просьбы о помощи, а не с претензии, вы резко повышаете лояльность людей к вам. Нет 100% гарантии, что все бросятся вам помогать, но вероятность однозначно увеличится. Дело в том, что людям свойственно откликаться на просьбы о помощи, особенно если оказание этой помощи им по силам и является частью их профессиональной деятельности.
У них сразу включается лампочка в голове: "О, я кому-то могу быть полезен! Не просто так тут сижу, значит". Да и элементарно людей, которые просят о помощи, как-то жальче, чем тех, кто приходит "качать права" со злым выражением лица.
В общем, мне бесплатно поменяли билет на ближайший рейс, сказали, чтобы я была внимательнее в следующий раз при покупке билетов, а я поблагодарила за потраченное на меня время и оказанную помощь.
Было ли это манипуляцией? Да.
Кому-то от этого стало плохо? Нет.
Все мы манипуляторы, просто у кого-то манипулятивные навыки развиты лучше, а у кого-то хуже. Надо ли их развивать специально? Я считаю, что да. И не только для того, чтобы получать от других людей нужной реакции. Чем больше манипулятивных приемов вы знаете, тем проще вам будет узнавать эти приемы, когда кто-то захочет их применить на вас, а значит манипуляторам будет сложнее вами управлять.