Найти в Дзене
AUTOBRAN

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Оглавление

ДМРВ (как его еще часто называют “расходомер“или “MAF сенсор“), является одним из основных датчиков в электронной системе управления двигателем (ЭСУД), главной его функцией является определение количества воздуха, которое поступает в двигатель. В него зачастую интегрирован датчик температуры воздуха, проходящего через ДМРВ, либо датчик атмосферного давления. Эти показания используются для корректировки конечных данных с ДМРВ.

Как мы уже говорили, для полного сгорания топлива, просто необходимо определенное количество окислителя, т.е. кислорода. Если смотреть в массовом соотношении, то для полного сгорания одного килограмма топлива, необходимо 14,7 килограммов воздуха.

Если это соотношение будет изменено в какую либо сторону, то полного сгорания топлива соответственно уже не будет, хоть это и необходимо, для оптимизации работы двигателя, на разных режимах работы. Это соотношение, выражается в таком параметре как лямбда. Но подробнее о нем мы поговорим в отдельной статье о топливной коррекции впрыска топлива. Ну а пока, вернемся к рассматриваемой теме, и рассмотрим принцип работы ДМРВ.

Разновидности ДМРВ

1 Нитиевый (проволочный) ДМРВ

2 Пленочный ДМРВ

Есть еще некоторые виды ДМРВ, но их мы рассматривать не будем, так как на современных автомобилях они не используются, а преобладают как правило эти два.

Принцип работы проволочного ДМРВ

В данном ДМРВ в качестве чувствительного элемента, выступает платиновая нить. Платиновая нить и терморезистор образуют резистивный мост. При отсутствии воздушного потока через ДМРВ, платиновая нить нагревается до фиксированной температуры, током определенной величины.

После запуска двигателя, при прохождении воздуха через чувствительный элемент, происходит охлаждение нити. Соответственно снижается его сопротивление, и увеличивается проходящий через платиновую нить ток, поддерживающий ее температуру.

Также в ДМРВ присутствует преобразователь, который данный “температурный” ток преобразует в выходное напряжение, оно подается на электронный блок управления (ЭБУ). Далее ЭБУ исходя из линейной зависимости определяет, какое количество воздуха поступает в двигатель.

-2

У данной конструкции имеются свои недостатки. Со временем платиновая нить изнашивается и датчик приходится менять. Помимо этого нить часто засоряется пылью, особенно если вовремя не менять воздушный фильтр. Из за этого искажаются данные с датчика.

Хотя что касается пыли на датчике, эта проблема на некоторых современных автомобилях не сильно критична. Иногда конструкция такого датчика, подразумевает периодически кратковременный нагрев нити, при заглушенном двигателе до 1000°C. При такой температуре все загрязнения обгорают.

Принцип работы пленочного ДМРВ

Принцип работы пленочного ДМРВ очень похож на проволочный. Но есть несколько существенных отличий в конструкции. В первую очередь, в качестве чувствительного элемента, здесь присутствует кристалл кремния вместо платиновой нити. На этот кристалл наносится платиновое напыление, которое состоит из трех слоев (пленок). Каждый слой  представлен в виде резистора.

1 Нагревательный

2 Два терморезистора

3 Датчик температуры воздуха

Кристалл кремния с платиновым напылением располагается в корпусе, который подключается в канал подачи воздуха. Он имеет не простую конструкцию, которая позволяет выполнять измерение температуры не только входящего, но и отраженного потока. Так как всасывание воздуха достигается за счет разрежения, скорость движения потока довольно высока, это препятствует скоплению загрязнений на чувствительном элементе.

-3

Ну а далее как и в проволочном ДМРВ, чувствительный элемент датчика нагревается до заданной температуры. В момент прохождения воздушного потока, на терморезисторах образуется разница потенциалов. На ее основе рассчитывается количество воздуха, поступающего в двигатель. В данных конструкциях, сигнал с датчика может поступать аналоговый (в виде выходного напряжения), либо цифровой. Цифровой является более предпочтительным.

Что касаемо проблем в работе, то неисправности ДМРВ в основном связаны с его загрязнением маслом (которое поступает через вентиляцию картерных газов), либо банально пылью. Проблемы с ДМРВ мы обсудим в отдельных статьях.

Во многих ЭСУД, используют датчик абсолютного давления как альтернативу ДМРВ. Назначение у них одинаковое, это определение количества воздуха, которое поступает в двигатель. Ну а по принципу работы, конечно же большие отличия, но это также тема для отдельной статьи.

Источник: https://autobran.ru/datchik-massovogo-rashoda-vozduha/