Найти в Дзене
Station d'art

"Темные времена" Франсиско Гойи.

Автопортрет
Автопортрет
Быть может все его картины – причудливая исповедь, свидетельствующая об остром и ясном осознании трагедии человеческого бытия. Х. Ортега-и-Гассет о Ф. Гойе

Франсиско Гоя незаурядный испанский художник эпохи романтизма отличался своим знаменитым творческим почерком от классиков тех столетий и контрастировал с ними настолько, что многие искусствоведы ознаменовывают полотна Гойи началом импрессионизма.

По сути Франсиско не базировался только на одном жанре. Он писал как и пейзажи, так и натюрморты. Художник предельно точно передавал отпугивающие характерные черты натуры человека с предельным реализмом и откровенностью. В наибольшей степени этот оттенок проявлялся в "Мрачных картинах"- серии из 14-ти фресок,украшавших стены дома, который Гоя приобрел в феврале 1819 года с названием "Дом Глухого".

Гойю лечит доктор Аррьета. 1820
Гойю лечит доктор Аррьета. 1820

Напряженная ситуация в стране и тяжелый сердечный приступ оказывают деструктивное воздействие на психику и здоровье. В упадке физических
и моральных сил Гоя на стенах дома масляными красками пишет четырнадцать картин, которые затем назвали "Мрачными(Черными) картинами" из-за преимущественно черных тонов в цветовой палитре и общей пугающей атмосфере.

Эти картины сложно назвать декоративными, так как работая над ними, Гойя боролся с мучительными переживаниями.

Цикл картин, которым Гойя не дал названий, бы каталогизирован в 1828 другом художника Антонио Бругадой.

"Атропос" или "Судьба"
"Атропос" или "Судьба"

На картине показаны три греческие богини судьбы, иначе именуемые как мойры. Одна из них прядет нить жизни, другая определяет ее длину, а третья перерезает ее. Помимо ведьм изображен еще один персонаж, возможно им является сам Гойя.

"Поединок на дубинах"
"Поединок на дубинах"

Картина возможно является символом бессмысленных гражданский войн в Испании.

"Асмодей" или "Фантастические видения"
"Асмодей" или "Фантастические видения"
"Две старухи, едящие из общей посуды"
"Две старухи, едящие из общей посуды"

Написанные персонажи на картине указывают на какое-то внепространственное место полотна, возможно они указывают на Гойю, напоминая ему о скорой смерти.

"Леокадия"
"Леокадия"
"Сатурн, пожирающий своего сына"
"Сатурн, пожирающий своего сына"

Эмоциональное олицетворение проблемы отцов и детей. Гойя сравнил себя с Сатурном, выразив свой страх за сына Хавьера, которого боялся погубить неправильным воспитанием.

"Шабаш ведьм"
"Шабаш ведьм"
"Собака"
"Собака"

Зрители воспринимают эту картинку как золотистое небо над зыбучем песком, из которого пытается выкарабкаться собака. Ее взгляд уставлен куда-то ввысь, надеясь на спасение. Художник скорее всего отождествил себя с ней, так как ощущал себя также: умирающим, одиноким, потерянным.

"Два старика" или "Старик и монах"
"Два старика" или "Старик и монах"
"Читающие мужчины"
"Читающие мужчины"

На картине круг лиц слушают человека, читающего некую газету вслух. Некоторые искусствоведы, исследующие творчество Франсиско подозревают, что это политические деятели прочитывают статьи, посвященные им.

"Юдифь, отрубающая голову Олоферну"
"Юдифь, отрубающая голову Олоферну"

Юдифь символизировалась как власть женщин над мужчиной. В ее образе Гойя отразил свои переживания, относившиеся к его скоропостижному старению и упадку сил.

"Смеющиеся женщины"
"Смеющиеся женщины"

Эта фреска является в некоем роде перефразированием "Читающих мужчин", где две женщины хихикая сосредоточили свое внимание на мужчине, который занят самоудовлетворением. Возможно Гойя хотел сравнить онанизм и политику как занятие бессмысленное, но приносящее удовольствие.

"Прогулка инквизиции"
"Прогулка инквизиции"
"Паломничество к св. Исидору"
"Паломничество к св. Исидору"

Перед нами изображена толпа пьянчуг, горланящая песни, которая вряд ли несет дух религии. Для участников паломничества это лишь повод, чтобы хлебнуть алкоголя и повеселиться. Но тьма накрывает толпу и охваченные страхом лица людей придают мрачность картине. В правом нижнем углу Франсиско изобразил персонажа, который с печалью лицезреет за шествием.

В настоящее время "Мрачные картины" перенесены со стен дома на холсты музея Прадо в Мадриде. Несмотря на то, что единый комплекс картин нарушен и не соответствует "Дому Глухого", их влияние на зрителя не сократилось. Франсиско Гойя обязывает нас восхищаться и восторгаться над созданными им ужасным и темным обличием быта и нрава.

Друзья, если вам понравилась статья, то поддержите её лайком, а канал - подпиской.