Быть может все его картины – причудливая исповедь, свидетельствующая об остром и ясном осознании трагедии человеческого бытия. Х. Ортега-и-Гассет о Ф. Гойе
Франсиско Гоя незаурядный испанский художник эпохи романтизма отличался своим знаменитым творческим почерком от классиков тех столетий и контрастировал с ними настолько, что многие искусствоведы ознаменовывают полотна Гойи началом импрессионизма.
По сути Франсиско не базировался только на одном жанре. Он писал как и пейзажи, так и натюрморты. Художник предельно точно передавал отпугивающие характерные черты натуры человека с предельным реализмом и откровенностью. В наибольшей степени этот оттенок проявлялся в "Мрачных картинах"- серии из 14-ти фресок,украшавших стены дома, который Гоя приобрел в феврале 1819 года с названием "Дом Глухого".
Напряженная ситуация в стране и тяжелый сердечный приступ оказывают деструктивное воздействие на психику и здоровье. В упадке физических
и моральных сил Гоя на стенах дома масляными красками пишет четырнадцать картин, которые затем назвали "Мрачными(Черными) картинами" из-за преимущественно черных тонов в цветовой палитре и общей пугающей атмосфере.
Эти картины сложно назвать декоративными, так как работая над ними, Гойя боролся с мучительными переживаниями.
Цикл картин, которым Гойя не дал названий, бы каталогизирован в 1828 другом художника Антонио Бругадой.
На картине показаны три греческие богини судьбы, иначе именуемые как мойры. Одна из них прядет нить жизни, другая определяет ее длину, а третья перерезает ее. Помимо ведьм изображен еще один персонаж, возможно им является сам Гойя.
Картина возможно является символом бессмысленных гражданский войн в Испании.
Написанные персонажи на картине указывают на какое-то внепространственное место полотна, возможно они указывают на Гойю, напоминая ему о скорой смерти.
Эмоциональное олицетворение проблемы отцов и детей. Гойя сравнил себя с Сатурном, выразив свой страх за сына Хавьера, которого боялся погубить неправильным воспитанием.
Зрители воспринимают эту картинку как золотистое небо над зыбучем песком, из которого пытается выкарабкаться собака. Ее взгляд уставлен куда-то ввысь, надеясь на спасение. Художник скорее всего отождествил себя с ней, так как ощущал себя также: умирающим, одиноким, потерянным.
На картине круг лиц слушают человека, читающего некую газету вслух. Некоторые искусствоведы, исследующие творчество Франсиско подозревают, что это политические деятели прочитывают статьи, посвященные им.
Юдифь символизировалась как власть женщин над мужчиной. В ее образе Гойя отразил свои переживания, относившиеся к его скоропостижному старению и упадку сил.
Эта фреска является в некоем роде перефразированием "Читающих мужчин", где две женщины хихикая сосредоточили свое внимание на мужчине, который занят самоудовлетворением. Возможно Гойя хотел сравнить онанизм и политику как занятие бессмысленное, но приносящее удовольствие.
Перед нами изображена толпа пьянчуг, горланящая песни, которая вряд ли несет дух религии. Для участников паломничества это лишь повод, чтобы хлебнуть алкоголя и повеселиться. Но тьма накрывает толпу и охваченные страхом лица людей придают мрачность картине. В правом нижнем углу Франсиско изобразил персонажа, который с печалью лицезреет за шествием.
В настоящее время "Мрачные картины" перенесены со стен дома на холсты музея Прадо в Мадриде. Несмотря на то, что единый комплекс картин нарушен и не соответствует "Дому Глухого", их влияние на зрителя не сократилось. Франсиско Гойя обязывает нас восхищаться и восторгаться над созданными им ужасным и темным обличием быта и нрава.