Найти тему
Первым делом самолёты

Футуристический проект Ка-90

Мне всегда нравились камовские машины своими стремительными и хищными очертаниями, но футуристический облик скоростного вертолёта Ка-90 навсегда врезался в память. Если вы смотрели фильм «Шестой день» с Арнольдом Шварцнегером в главной роли, то вы помните, как он мчится по горным ущельям и удивительная способность его летательного аппарата превращаться из вертолёта в самолёт и наоборот.

Один из возможных внешних обликов Ка-90
Один из возможных внешних обликов Ка-90

Впервые показанный в 2008 году макет скоростного вертолёта Ка-90 весьма напоминает этот фантастический летательный аппарат не только общим видом, но и своей концепцией передвижения. Новая машина КБ Камова взлетает вертикально и разогнавшись до 400 км/час автоматически складывает лопасти несущего винта в специальный кожух и набирает скорость порядка 700-800 км/час. При заходе на посадку машина сбрасывает скорость, винт выходит из кожуха и аппарат производит посадку вертикально, как обычный геликоптер.

В этой машине столько всего секретного, что специалисты до сих пор спорят какая силовая установка найдёт применение в этом аппарате. Предполагается, что будут использованы два двигателя ГТД и ТРДД – первый понадобится для взлёта и посадки, второй – в качестве маршевого двигателя. Но в таком случае ГТД в полёте будет бесполезной нагрузкой. Другой вариант – это использование более мощного ТРДД, в котором на режиме взлёта и посадки отбирается мощность на несущий винт.

Остаётся непонятным, как будет создаваться подъёмная сила в полёте, поскольку на предложенной модели есть только кожух для лопастей и не видно никакого крыла. Вероятно, что лопасти при уборке складываются в некоторое подобие крыла, которое и будет несущим элементом.

Возможно лопасти несущего винта будут складываться, образуя неущее крыло
Возможно лопасти несущего винта будут складываться, образуя неущее крыло

Разработчики заявляют, что максимальный взлётный вес такого винтокрыла составит 11.5 тонн и будет способен брать на борт 24 пассажира либо порядка 4 тонн груза. Эксперты полагают, что скорость в 800 км/час нереальна, пока нет ещё такого двигателя, способного разогнать подобный аппарат до такой скорости.

КБ Камова создавало этот вертолёт в ответ на создание американцами машины Sikorsky S-97 Raider, который использовал схему соосных несущих винтов совместно с толкающим винтом в хвостовой части. Может российская разработка и правда всего лишь фантазия, но разработчики заявляют, что первая опытная машина взлетит уже в 2020 году, а к 2022 году будет налажено серийное производство.

Конкурент Ка-90  - американский  Sikorsky S-97 Raider
Конкурент Ка-90 - американский Sikorsky S-97 Raider

Если лётные испытания покажут действенность такой концепции вертолёта, то её гражданскую версию можно использовать на внутренних воздушных линиях, ведь для такой машины не нужны оборудованные аэродромы. Пока ещё много неясного с Ка-90 как и во внешнем облике, так и с силовой установкой, но будем надеяться, что мы вскоре услышим об этой российской разработке.