Если присмотреться повнимательнее, то окажется, что сложившаяся мировая финансовая система достаточно молода, но уже не отвечает современным потребностям индустриального общества. Одним из фундаментальных причин дисбаланса является желание одних групп доминировать и находиться в более привилегированном положении по отношении к другим, навязывать и диктовать свои условия. Это происходит как на межстрановом так и на внутринациональном уровне. Это явление обусловлено естественной природой человека – желанием доминировать управлять и контролировать любыми способами и средствами, потому что за этим следует безопасность, а состояние безопасности — это потребность человека на уровне инстинкта и подсознания. Воздействовать или повлиять на эту потребность в сторону её снижения возможно только поместив человека в среду, где он будет чувствовать себя относительно безопасно и стабильно. В современном мире, к сожалению, это невозможно. В современном мире зачастую опасности создаются искусственно, с целью вызвать чувство тревоги и страха, с целью подчинить, манипулировать и управлять. К сожалению, это реалии нашего мира.
Мы можем в этом убедиться на примере состояния мировой финансовой системы и поступков со стороны доминирующих на мировой арене стран (США, стран Евросоюза), в отношении стран с более слабыми экономиками.
Так же логичным и естественным является то, что те, кто находится в привилегированном положении существующей системы, те не допустят изменений, которые могли бы нарушить их успех. То есть система, в лице лиц, её контролирующих, будет всячески препятствовать любым изменениям, даже несмотря на то, что будет наноситься вред другим. История человечества показывает, что развитие идет по пути, когда группа лиц, которой хорошо, должна неуклонно расти и расширяться. В противном случае настигает критическое напряжение, за которым следует разрыв, и группа, на которой паразитируют, выходит из-под контроля и меняет ситуацию в свою пользу, причём максимально быстро и жёстко.
Историческим примером этого являются революции и народно-освободительные движения.
В современном финансовом мире, под лозунгом противодействия и борьбы со всем чем только можно, происходит внедрение тотальной системы контроля и регламентации всех сфер деятельности и как результат происходит искусственное, неравномерное и несправедливое распределение материальных благ.
Если внимательно рассмотреть пути развития экономик, которые давали наибольший рост и достигли высокого уровня развития, то будет очевидно, что достигали вершин успеха те, которые развивались в условиях достаточной свободы экономических отношений и минимальной регламентации экономической деятельности. В то же время те экономики, где присутствовал жесточайший контроль, и регламентация всего, чего только можно, потерпели неудачу и канули в небытие, явившись для всех примером «как не надо делать».
Безусловно такие вещи как коррупция, терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, любые проявления криминальной деятельности должны искореняться в современном обществе всеми доступными способами и средствами, но не путём регулирования каждого шага, а путём однозначного запрета на те или иные виды деятельности с последующим неизбежным, подчёркиваю, неизбежным, наказанием, которое налагает общество в лице государства, посредством профессиональных структур.
Сейчас же происходит все наоборот. Вместо того чтобы совершенствовать механизмы прямого воздействия на криминальные проявления, в обществе проявляются деструктивные попытки тотально управлять обществом, под видом борьбы с этими криминальными проявлениями.
Борьба с криминальными проявлениями общества, включая терроризм, коррупцию, незаконный оборот тех или иных товаров и услуг, должна осуществляться теми, кто должен этим заниматься - правоохранительными органами государства, а не банковскими клерками и в отношении тех, кто ступил на криминальный путь, а не в отношении всего общества поголовно. Сейчас мировые регуляторы, по сути, создали систему, при которой презумпция невиновности отходит на второй план, и лицо, занимающееся бизнесом, вынуждено приложить немало усилий, чтобы доказать, что они белые и пушистые. В Швейцарии даже появилась на этот счёт шутка, что раньше счёт Швейцарском банке мог открыть любой желающий, теперь только святой.
По сути, произошёл системный сдвиг от принципа «что не запрещено, то разрешено» к принципу «что не разрешено, то запрещено» Современная система в лице финансовых регуляторов возлагает фискальные функции и обязанности на самих участников рынка, прежде всего профессиональных. Такая ситуация приводит к тому, что те, кто должен обеспечивать свободное и эффективное движение денег - крови экономики, вынужденно тормозит это движение. Следствие застоев и искусственного ограничения – кризис экономики, болезнь всего организма. В дополнение к этому, налицо факт неравномерного и не совсем справедливого распределения денежных средств в современном обществе, контроль за их движением со стороны небольшой привилегированной группы лиц. Такое явление по аналогии с человеческим организмом можно рассмотреть на примере известного анекдота, когда в одном органе крови слишком много, то другой орган перестаёт работать, причём тот самый, который обеспечивает нормальное функционирование и выживание всего организма в целом.
В этих условиях организм по аналогии с финансовой системой начинает искать другие способы выживания. Когда перестаёт работать кровеносная система, которая доставляет питательные вещества к органам, происходит поиск альтернативных носителей. Деньги, они же валюты, должны по сути своей выполнять роль посредников и переносчиков полезных продуктов и товаров между производителями и потребителями, а они вместо этого превратились сами в товар, в элемент накопления и стали приобретать собственную ценность, утрачивая свою ключевую посредническую роль.
Кардинальные изменения в существующей системе товарно-денежных отношений назрели давно, и многие видят выход через внедрение инновационных блокчейн технологий, развития цифровой экономики. Эти технологии, в отличие от традиционных, способны обеспечить быстрый и гарантированный обмен теми или иными ценностями, включая фиатные валюты, быстро, надёжно, трансгранично, в достаточной мере конфиденциально. А главное, это возможность совершения транзакций без посредников, которые могут помешать своим излишними функциями контроля и регулирования как следствие, препятствовать развитию бизнеса, производства и торговле.
Современные умы создают множество уникальных проектов, воплощают множество уникальных идей, многие из которых, возможно послужат в будущем или на современном этапе фундаментом для новой системы товарно-денежных отношений. Коли речь идёт у нас о безопасности, то лица, реализующие подобные проекты, должны прежде всего задуматься над тем в каких условиях и в какой финансовой и юридической экосистеме они будут воплощать свои идеи.
Преимущества технологии блокчейн конечном итоге выводят тот или иной проект за рамки одного государства. Те страны, которые готовы к естественной конкуренции, которым есть что предложить миру и потребителям, которые не нуждаются в образе врага или искусственных конфликтах для обеспечения себе привилегированного положения, прилагают все усилия для того чтобы подобные проекты развивались в их юрисдикциях. Они заинтересованы, чтобы специалисты и разработчики приходили и воплощали свои лучшие и передовые идеи, чтобы потом первыми воспользоваться лучшими технологиями и получить конкурентные преимущества на мировой арене. Некоторые открыли свои двери будучи традиционно странами с либеральными законами, некоторые сделали это вынужденно, в качестве ответной реакции на попытки управления и доминирования со стороны других стран через финансовые рычаги и структурные элементы мировой экономики.
В первой группе, по лояльности к криптовалютам и развитию элементов цифровой экономики, можно отнести такие страны, являющиеся мировыми экономическими лидерами, как США, страны Евросоюза, Швейцарию, страны Восточной Азии (Японию, Гонконг, Южную Корею), страны Океании (Австралию, Новую Зеландию) и Сингапур. Такие страны как Белоруссия, страны Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан), страны Южной Африки (ЮАР, Намибия, Зимбабве), имея невысокий уровень развития экономики, так же относятся к первой по лояльности группе. Особенно хочу выделить группу стран, которая вынужденно, ввиду внешнего давления, тяжёлого положения в экономике, различного рода санкций или ограничений, развивает цифровую экономику. Это прежде всего Венесуэла и Иран. Эти страны, в своей попытке выйди из-под влияния доминирующего положения доллара США, выбрали путь развития элементов цифровой экономики и криптовалют как альтернативу существующей финансовой системы. К безусловным странам фаворитам, где криптовалюты и элементы цифровой экономики получают не только зелёный свет, но и имеют поддержку на государственном уровне, я бы отнёс Швейцарию, Мальту, Сингапур, Австралию, Японию и США.
К противоположной группе стран, где на использование криптовалют и внедрению элементов цифровой экономики наложен законодательный запрет относятся страны Южной Азии (Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан), страны Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко), страны Южной Америки (Боливия, Колумбия, Эквадор), страны Южной Азии (Непал, Пакистан).
Как видите, прогресс неизбежен и удельный объём экономики, приходящийся на страны, где действует категорический запрет, сравнительно невелик. Что же посередине? А посередине страны, которые условно можно разделить на страны в той или иной мере лояльные и поступательно двигающиеся к внедрению этой технологии.
Для людей приверженных идее развития цифровой экономики и реализующих их в виде реальных проектов нужно избегать первой фундаментальной опасности – неправильного выбора юридической и финансовой экосистемы, где они планируют начинать и развивать свой проект. Банановые плантации, извините за сравнение, не растут в бетоне, они растут и плодоносят в соответствующем грунте и в соответствующих условиях. Как бы ни была хороша идея, она не сможет реализоваться, если не создать ей соответствующие условия. Её гениальность и эффективность потом оценят потомки, с грустью,что не смогли воплотить когда-то в жизнь. Таких примеров наша история знает предостаточно. Для реализации Вашей, скорее всего, гениальной идеи, нужно создать соответствующую правовую и финансовую экосистему, если у Вас хватит политического ресурса, или же реализовывать её в уже созданных где-то условиях. Там, где она быстро разовьётся и даст результат, которым уже смогут воспользоваться остальные.
Многие проекты и их разработчики оказываются заложниками сложившихся национальных правовых и финансовых систем которые не позволяютим эффективно развиваться.
Принимая вышесказанное во внимание, я рекомендовал бы разработчикам и лицам реализующим финтех проекты тщательно выбирать те юрисдикции, которые максимально благоприятно соответствуют интересам и требованиям их проектов. Только посадив на благодатную почву семя идеи, можно будет вырастить дерево, плоды которого потом можно будет предоставить всем желающим. Ну не растут бананы в щебёнке за полярным кругом, но, если привезти грунт и подвести освещение, ещё как растут. Поэтому политики и лица, наделённые государственной властью, элементарно могут создать соответствующие условия для того, чтобы передовые идеи реализовывались в их стране, и чтобы они получали первыми лучшие плоды.
Другой глобальной проблемой на пути развития блокчейн технологий является системный конфликт между криптовалютами и традиционными фиатными валютами. Первые, являются результатом использования технологии распределённого реестра в совокупности с высоким уровнем криптографической зашиты. Вторые, менее технологичны, но их наличие и оборот является по сути результатом общественного соглашения в виде действующей Ямайской валютной системы 1976 года. Первые, ничем кроме технологии не обеспечены, вторые же, по сути, также ничем, кроме соглашения и доверия к национальным правительствам. Общество в лице национальных правительств так договорилось и приняло правила игры.
Проблема заключается в том, что осуществляется попытка заменить фиатные деньги криптовалютами по аналогии, всячески интегрировать криптовалюты в существующую финансовую систему. Вместо этого можно пойти по другому пути. Использовать цифровые токены, обеспеченные товарами, услугами и любыми ресурсами для мгновенного обмена ими. Технология блокчейн позволяет осуществлять мгновенный обмен товарами и ресурсами. Естественно, для этого обмена должна существовать единая единица измерения или глобальный инструмент. Отчасти для этих целей были осуществлены попытки использования биткоина. Как мы видим, существующие рыночные отношения сильно дискредитировали эту возможность, заразив новую криптовалюту таким явлением как высокая волатильность. Это явилась следствием спекулятивных операций с целью быстрой наживы и недобросовестными манипуляциями на рынке. Проявлением того, о чем я говорил выше, - неуемной жажды наживы и доминирования. То есть произошло, по сути, явление, когда основную криптовалюту попытались инсталлировать в существующую финансовую систему и сразу получили проблемы присущие этой финансовой системе. Произошло как бы заражение. Поэтому,всяческие попытки интегрироваться имеют высокие риски. На мой взгляд, куда более перспективнее осуществлять создание параллельной системы товарооборота и конкурировать с существующей системой по ключевым качественным и количественным показателям, то есть перетаскивать деловую активность в новую систему, а не пытаться передовыми идеями реанимировать старую.
Я полагаю, что отечественная законодательная инициатива не исключает положительного аспекта в этом ключе. Уход от понятия криптовалюты и закрепления понятия токена как цифрового актива - аналога реально существующему товару или материальному активу возможно позволит исключить смешение с существующей экономической системой и последующее пагубное заражение от неё. По крайней мере существующие юридические механизмы позволяют проводить обменные операции без ограничений. Так называемые бартерные сделки происходили повсеместно в 90-х годах прошлого века, когда наша экономика перестала функционировать, но ведь и тогда мы выжили. Просто в новой модели товары могут быть выражены в цифровых токенах и их оборот может осуществляться со всеми преимуществами технологии распределённого реестра. Может быть, этот подход, позволит нам создать самостоятельную, актуальную экономическую модель, которая в последующем трансформируется в эффективную и независимую финансовую систему, и большая часть товарооборота и экономических отношений в будущем переместится в неё.
На мой взгляд, такой подход вполне жизнеспособен. То есть не нужно пытаться подстраиваться под существующую финансовую систему, ожидая одобрения с её стороны, а нужно создавать параллельную систему, без недостатков, присущих старой. Финансовая система в текущем состоянии перестала удовлетворять потребности её пользователей и создаёт все больше проблем в развитии товарно-денежных отношений. По сути, регулирующие механизмы начали работать на самоуничтожение. Раньше обнуление происходило с помощью войн различного уровня, а в последние века с помощью мировых. В результате технического прогресса и гонки вооружений ущерб от войны окажется тотальным. Слава Богу, мировые лидеры это понимают и ведут экономические войны вместо полномасштабных вооружённых, довольствуясь локальными конфликтами. Но логичный итог развёрнутой политики на всех уровнях – это обнуление существующей финансовой системы. На смену существующей должна прийти новая, которая естественным образом обеспечит осуществление товарооборота и удовлетворение потребностей большинства участков экономических отношений. Иными словами, нужно не ломать существующую систему, которая себя уже изжила и дискредитировала, пытаясь интегрировать в неё новые технологии, а создавать параллельную систему обмена товаров и услуг, возможно, основанную на технологии распределённого реестра со всеми её преимуществами.
Может быть, некоторой положительной мотивацией для разработчиков финтех проектов будет будет тот факт, что текущие нарастающие кризисы мировой экономики провоцируют новый глобальный конфликт, который может привести к глобальному кризису и, как следствие, к войне. Создать и предложить альтернативную модель экономики современному обществу единственный выход из ситуации. Причём такую модель, которая будет удовлетворять потребностям большинства участников экономических отношений естественным образом. Возможно, старая перестала удовлетворять и «сбоит» в результате того, что не поспевает за развитием общества и товарно-денежных отношений, обслуживает интересы не большинства, а отдельных привилегированных групп. Так зачем её лечить и изменять. Может эффективнее будет предложить новую, в которую участники придут сами естественным образом, удовлетворив свои потребности. Так старая уже станет не нужна и канет в лету.
В странах, где экономики находятся на высоком уровне развития, общество относительно богато, нашли так же достаточно простой выход. Решили не запрещать, а всячески способствовать развитию криптовалют и блокчейн проектов пойдя по принципу «что не запрещено то разрешено», при этом освободив этот сектор оборота товаров и услуг от сложившейся в финансовой системе тотального контроля и регулирования. Посмотреть, так сказать, что из этого получиться. При этом осталось обязанность соблюдать принцип «знай своего клиента,» соблюдать законодательство по противодействию и отмыванию средств, добытых преступным путём, финансированию терроризма и прочим подобным криминальным проявлениям общества. То есть по сути, зелёный свет на создание параллельной системы, свободной от существующих ограничений и проблем. Но при этом для всех участников новой системы доступно объяснили, что будет если перейти черту. За несоблюдением действующих законодательных ограничений в отношении криминальных проявлений следует неотвратимость наказания за совершенное преступление
И наконец ещё об одной немаловажнойопасности, которую следует учитывать разработчикам и тем, кто реализуетпроекты в области цифровой экономики – это технологическая эволюция и прежде всего, появление в ближайшее время квантового компьютера, вычислительные мощности которого, несравнимы с существующими аппаратными средствами. Об этом технологическом явлении много говорят, но редко учитывают при реализации финтех проектов. Как Вы сами понимаетепри появлении аппаратных средств с такими предполагаемыми вычислительными мощностями потребуется оперативно пересматривать инфраструктуру проектов, так как современный уровень криптографии станет уязвим. Это уже скорее вопрос к IT-специалистам, программистам и разработчикам. Я акцентирую этот вопрос потому, что при комплексной оценке перспектив и принятии решения со стороны инвесторов о финансировании того или иного проекта, такой вопрос обязательно возникает и от того как на него ответят инициаторы проекта, зависит дальнейшая судьба их проекта. Что решит инвестор, оставить свои финансовые ресурсы в пусть в старой, но более надёжной среде, или Ваш проект получит необходимое финансирование и признание?
Подводя итоги вышесказанному рекомендовал бы инициаторам проектов очень внимательно отнестись к выбору юридической и финансовой среды, в которой Вы стартуете и развиваетесь. Рекомендовал бы не связываться с проектами, которые позволят обойти действующее ограничительное законодательство и способствовать реализации криминальных проявлений общества. В наше время информационных технологий обмена и сбора информации – найдут и накажут. Продвигать товары, услуги и сервисы, имеющие реальную, а не спекулятивную или искусственно созданную ценность. Всегда думать о том, насколько Ваш проект будет технологически и технически актуален уже сегодня, не говоря уже о завтра.
Ачалов Павел Владиславович
CEO “AP Investment & Consulting” (Швейцария)
кандидат юридических наук