Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) – его основной задачей является определение углового положения распределительного вала, по отношению к коленчатому валу. Эту информацию он собирает для управления зажиганием и моментом впрыска топлива. Функционально, он работает в паре с датчиком положения коленчатого вала (ДПКВ).
Практически на все автомобили, за редким исключением, устанавливаются датчики по принципу работы основанном на эффекте Холла, поэтому его часто называют датчик Холла. Что касается принципа работы датчика Холла, на этом мы останавливаться не будем, так как он полностью идентичен, принципу работы ДПКВ на эффекте Холла. Соответственно, данный вопрос уже рассматривался в отдельной статье.
Мы же сейчас, уделим внимание тому какую роль он выполняет в электронной системе управления двигателем (ЭСУД). И еще важный момент, также как и ДПКВ, ДПРВ не обязательно должен быть устроен по принципу работы на эффекта Холла, он тоже бывает индуктивным. Но все же для удобства в данной статье, ДПРВ мы будем называть датчиком Холла.
Для чего нужен датчик положения распределительного вала (ДПРВ)
Если выражаться более простым языком, то датчик Холла нужен для определения того, какой именно такт происходит в одном из цилиндров. К примеру, на автомобилях марки ВАЗ, импульс сигнала датчика Холла происходит всего один, за один оборот распределительного вала. И положение распределительного вала, в момент прохождения рокера мимо датчика Холла, совпадает с положением коленчатого вала в верхней мертвой точке (ВМТ).
Соответственно, электронному блоку управления (ЭБУ) двигателем, при его помощи гораздо проще определить, какое положение имеет распределительный вал, в данный момент времени, относительно положения коленчатого вала. Если датчик Холла неисправен, то система уходит в аварийный режим и работает по показаниям ДПКВ.
Конечно же, существуют некоторые ЭСУД, в которых датчик Холла и вовсе отсутствует, в этом случае, ЭБУ специально отключает на один такт одну из форсунок, для того чтобы специально зафиксировать пропуск воспламенения, ДПКВ тут же фиксирует замедление коленчатого вала на полуобороте, и приписывает этот полуоборот цилиндру, в котором была отключена форсунка.
Остальные полуобороты распределяются по порядку работы остальных цилиндров, на автомобилях ВАЗ, это 1-3-4-2. То есть дальше, у нас просто идет счет полуоборотов. Старт двигателя, происходит на попарно – параллельном впрыске. Имеется ввиду, что впрыск топлива происходит одновременно во 2 и 3, после чего в 1 и 4 цилиндрах.
В принципе, ни чего сложного в этом алгоритме нету, единственное что хотелось бы добавить. В некоторых конструкциях автомобилей, присутствует система изменения фаз газораспределения. Для ее полноценной работы, также необходимо присутствие датчика Холла.
Источник: https://autobran.ru/datchik-polozheniya-raspredelitelnogo-vala/