Каждый датчик в системе управления двигателем выполняет свою роль. Есть датчики без которых невозможна нормальная работа двигателя, они просто необходимы для его полноценной работы, а также есть те, без которых в принципе среднестатистический водитель не заметит ни какой разницы в работе двигателя.
Тем самым будет вспоминать про него, только обращая внимание на индикатор “Check Engine” на панели приборов. Сегодня мы будем рассматривать один из самых основных датчиков.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) – как понятно из названия, отслеживает положение коленчатого вала для синхронизации с распределительным валом.
Задающий венец с прорезями для ДПКВ, располагается в жестком зацеплении на коленчатом валу двигателя, на этом венце по кругу располагается ряд металлических зубов.
В одном месте на венце этих двух зубов не хватает, момент прохождения мимо этого пропуска датчика положения коленчатого вала, совпадает с положением первого цилиндра двигателя в верхней мертвой точке (ВМТ). Эти датчики на разных автомобилях могут стоять как индуктивные, так и датчики на эффекте Холла, но об этом чуть позже.
Для чего нужен датчик положения коленчатого вала
Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем получает информацию с ДПКВ, о положении коленчатого вала, для определения положения поршня первого цилиндра двигателя в верхней мертвой точке.
Ему это нужно для того, чтобы начиная с первого цилиндра, вести отсчет работы каждого цилиндра двигателя, на разных двигателях порядок их работы конечно же разный. К примеру, на автомобилях ВАЗ 1-3-4-2, там стоит четырехцилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров, так же существуют V-образные двигателя, оппозитные, но пока не об этом речь.
Далее в зависимости от порядка работы цилиндров, ЭБУ подает управляющие сигналы на исполнительные механизмы (топливные форсунки, катушку зажигания и т.д.), для полноценной работы двигателя.
То есть, если по другому выразиться, момент воспламенения топливовоздушной смеси в каждом из цилиндров, происходит не по порядку их отсчета от шкивов газораспределительного механизма (ГРМ), а по заранее сконструированному автомобильными инженерами порядку.
Это делается для того чтобы уравновесить работу двигателя, для того чтобы он работал наиболее устойчиво, и мог давать максимальную производительность во всех диапазонах работы.
Соответственно, если ЭБУ не будет получать информацию о положении первого цилиндра двигателя, то ему не с чего будет вести этот отсчет. Отсюда следует что, если ЭБУ не будет получать информация о положении поршня первого цилиндра двигателя, то ему не с чего будет вести этот отсчет.
Двигатель в данном случае, либо не будет запускаться, либо запускаться все же будет (на некоторых марках автомобилей), но будет работать в аварийном режиме со значительной потерей мощности и повышенным расходом топлива. В данном случае, положение поршня первого цилиндра, определяется косвенно по датчику положения распределительного вала.
Принцип работы датчика положения коленчатого вала
Как упоминалось выше по принципу работы ДПКВ делятся на два вида:
1 Датчик основанный на эффекте Холла.
Принцип действия датчика Холла, основан на изменении направления движения носителей заряда (изменении напряжения) в полупроводнике при изменении пересекающего его магнитного поля. Магнитное поле создается постоянным магнитом, расположенным в датчике.
Изменение магнитного поля происходит при замыкании магнитного зазора репером (металлическим зубом). Репер располагается на зубчатом колесе распределительного вала или на специальном задающем диске, закрепленном на валу.
При прохождении репера мимо датчика, в нем возникает импульс напряжения, который далее передается на электронный блок управления (ЭБУ).
Осциллограмма работы датчика холла выглядит примерно так:
2 Индуктивный датчик.
Индуктивный датчик положения коленчатого вала работает по принципу электромагнитной индукции, состоит обмотки намотанной на магнитный сердечник.
При вращении задающего диска, расположенного как правило на шкиве коленчатого вала, в ДПКВ генерируется переменное напряжение. В отличие от датчика основанного на эффекте Холла его амплитуда может меняться в зависимости от частоты оборотов коленчатого вала.
Осциллограмма с индуктивного датчика выглядит так:
Как показывает практика, по надежности, что индуктивный, что датчик на эффекте Холла обладают примерно одинаковой надежностью и принципиальных плюсов и минусов, что у одних, что у других нету. Единственное, если речь идет о датчике на эффекте Холла, то при покупке лучше всего выбирать оригинального производителя. Так как сам по себе технически, он исполнен не много сложнее чем индуктивный датчик.
Внешне эти датчики, можно отличить к ак правило по количеству проводов которые подходят к этому датчику. К индуктивному датчику в основном подходит два провода а на датчики Холла подходят три провода. В отдельных статьях мы также рассмотрим основные неисправности этих датчиков и как из можно попробовать выявить своими силами.
Источник: https://autobran.ru/datchik-polozheniya-kolenchatogo-vala/