В венской Альбертине открылась ретроспектива Нико Пиросмани. Настолько полно работы художника-самоучки, в биографии которого так много белых пятен, в Европе еще не выставлялись. Рассказываем, зачем Пиросмани покупал свежескошенную траву, как работал за еду и стакан вина и вспоминаем удивительную историю с французской актрисой и выставкой в Лувре.
— В биографии Нико Пиросмани больше вопросов, чем ответов.
Неизвестна даже точная дата рождения художника, лишь год, да и тот «предположительно». Нико Пиросманашвили появился на свет в кахетинской деревне Мирзаани в бедной крестьянской семье. Ему не было и 10 лет, когда умер отец, а следом за ним мать и старший брат. Опеку над сиротой взяла семья Калантаровых, в которой работал отец мальчика. Они же увезли Нико в Тбилиси, где прошла вся его жизни. Пиросмани был влюблен в одну из дочерей Калантаровых. Но из-за разницы в социальном положении ему было отказано. Пиросмани очень болезненно переживал это и навсегда покинул семью, которую горячо любил.
— Нико Пиросмани не получил никакого образования, не считая нескольких месяцев учебы в типографии.
Он работал пастухом и кондуктором. А после увольнения с железной дороги (за то, что позволял многим пассажирам ездить «зайцем») вместе с компаньоном Пиросмани открыл молочную лавку. Правда, у прилавка он подолгу не задерживался, а уходил наверх и рисовал. Впрочем, компаньон Пиросмани был этому только рад. Художник часто отпускал товар в долг. В какой-то момент компаньон даже стал платить Пиросмани в день по рублю, чтобы тот не появлялся в лавке.
— У Пиросмани было множество друзей: городские ремесленники, духанщики, паромщики, рыбаки, борцы.
Но в среде трактирщиков он так и не стал своим. «Не смог я сторговаться с вашим торгашеским миром!», — говорил художник. Порой он тосковал по местам, где родился. Рассказывали, что он мог купить и принести в свою комнату свежескошенную траву. «Не могу поехать в деревню, а так приятно ходить по скошенной траве», — говорил художник.
— На выставке в Альбертине представлена картина «Актриса Маргарита».
Это портрет второй большой, но тоже неразделенной любви художника — актрисы Маргариты де Севр. В 1905 году она приехала в Тбилиси на гастроли. На одном из выступлений ее увидел Пиросмани. После художник стал ходить по городу и продавать все, что у него было: картины, кисти, краски, даже свою долю молочной лавки. То, на что покупателей не нашлось, он раздал бедным. После этого Пиросмани скупил все цветы, какие смог найти в Тбилиси. Он нагрузил ими девять повозок и отправил к гостинице, где остановилась Маргарита. Актриса увидела цветы с балкона и написала Нико записку, в которой приглашала его познакомиться. Но Пиросмани так и не пришел на встречу. Почему — неизвестно. Известно лишь то, что когда художник все же пришел к гостинице, Маргарита де Севр уже покинула город. История получила продолжение спустя более полувека. В 1968 году, когда в парижском Лувре выставлялась картины Пиросмани, смотритель музея опознала в пожилой француженке, ежедневно приходившей к портрету Маргариты, госпожу де Севр.
— После истории с Маргаритой де Севр в жизни потерявшего средства к существованию Пиросмани начался новый этап.
Он решил посвятить себя своей главной страсти — рисованию. Сегодня художника назвали бы дизайнером. Он создавал вывески и расписывал стены духанов и лавок. Порой сюжеты подсказывали посетители. Так, на одном из пейзажей по просьбе маленького мальчика Пиросмани написал солнце и луну одновременно.
Денег на холсты у художника не было, поэтому рисовал он на чем придется: жестянках, картоне и даже клеенках. «Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеенке, снятой со столика. — вспоминал Константин Паустовский. — Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным».
— О Нико Пиросмани отзывались, как о человеке со странностями, его даже прозвали «не от мира сего».
Несмотря на то, что почти все харчевни и лавки нижнего Тбилиси были украшены его вывесками, художник часто соглашался работать за еду и стакан вина. Последние 10 лет своей жизни по городу исхудавший Пиросмани ходил в пиджаке с плеча знакомого трактирщика и в картузе. Своего дома у него не было, поэтому ночевал он где придется, нередко в сырых подвалах.
— Героями портретов Пиросмани становились самые разные люди: пастухи, дворники, кормилицы и санитарные работники.
Также художник писал ортачальских красавиц — женщин легкого поведения. «Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но и у них есть любовь к жизни — это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех…», — говорил Пиросмани.
— За несколько лет до смерти Пиросмани его картины заметили и открыли их русской, а затем и европейской публике братья Кирилл и Илья Зданевич.
Благодаря последнему в 1913 году работы грузинского художника были показаны на выставке «Мишень» в Москве, в которой участвовали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Но все это никак не отразилось на материальном положении Пиросмани. Более того, после введения в 1914 году в Российской империи сухого закона, художник лишился последнего дохода. Весной 1918-го Нико Пиросмани скончался от голода и болезни. Умирающего художника обнаружил сосед-сапожник. Вот какая запись осталась в больничной книге: «7 апреля 1918 года доставлен в приемный покой неизвестный мужчина, неизвестного звания, бедняк, на вид лет 60. В тяжелом состоянии, с отеками всего тела, со слабым пульсом, без сознания и через несколько часов, не приходя в сознание скончался. Дежурный врач Гвелесиани».
— Где находится могила Нико Пиросмани, неизвестно.
Зато известно, что сегодня его работы продают ведущие аукционные дома. Так, в 2015 году его «Арсенальная гора ночью» ушла с молотка на Christie’s за $1,5 млн. Покупателем тогда стал бывший премьер-министр Грузии — миллиардер Бидзина Иванишвили.
— Помимо наивных, примитивистских картин Пиросмани на выставке в Альбертине представлены произведения современных художников.
Так, японский архитектор и обладатель Притцкеровской премии Тадао Андо изготовил 7-метровый стеклянный стол, внутрь которого поместил сотни синих роз.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Арт на крови: как биоматериал заменил художникам краски можно узнатьздесь.
«Русский Магритт»: все о советском сюрреалисте Викторе Пивоварове —здесь.
«Новый Рубенс»: что мы знаем о самой дорогой современной художнице — здесь.