Найти в Дзене
Artfragment

Свет черной клеенки: гений Нико Пиросмани

Оглавление

В венской Альбертине открылась ретроспектива Нико Пиросмани. Настолько полно работы художника-самоучки, в биографии которого так много белых пятен, в Европе еще не выставлялись. Рассказываем, зачем Пиросмани покупал свежескошенную траву, как работал за еду и стакан вина и вспоминаем удивительную историю с французской актрисой и выставкой в Лувре.

— В биографии Нико Пиросмани больше вопросов, чем ответов.

Неизвестна даже точная дата рождения художника, лишь год, да и тот «предположительно». Нико Пиросманашвили появился на свет в кахетинской деревне Мирзаани в бедной крестьянской семье. Ему не было и 10 лет, когда умер отец, а следом за ним мать и старший брат. Опеку над сиротой взяла семья Калантаровых, в которой работал отец мальчика. Они же увезли Нико в Тбилиси, где прошла вся его жизни. Пиросмани был влюблен в одну из дочерей Калантаровых. Но из-за разницы в социальном положении ему было отказано. Пиросмани очень болезненно переживал это и навсегда покинул семью, которую горячо любил.

Нико Пиросмани.
Нико Пиросмани.

— Нико Пиросмани не получил никакого образования, не считая нескольких месяцев учебы в типографии.

Он работал пастухом и кондуктором. А после увольнения с железной дороги (за то, что позволял многим пассажирам ездить «зайцем») вместе с компаньоном Пиросмани открыл молочную лавку. Правда, у прилавка он подолгу не задерживался, а уходил наверх и рисовал. Впрочем, компаньон Пиросмани был этому только рад. Художник часто отпускал товар в долг. В какой-то момент компаньон даже стал платить Пиросмани в день по рублю, чтобы тот не появлялся в лавке. 

«Кахетинский поезд», начало ХХ века.
«Кахетинский поезд», начало ХХ века.

— У Пиросмани было множество друзей: городские ремесленники, духанщики, паромщики, рыбаки, борцы.

Но в среде трактирщиков он так и не стал своим. «Не смог я сторговаться с вашим торгашеским миром!», — говорил художник. Порой он тосковал по местам, где родился. Рассказывали, что он мог купить и принести в свою комнату свежескошенную траву. «Не могу поехать в деревню, а так приятно ходить по скошенной траве», — говорил художник. 

«Женщина доит корову», 1916.
«Женщина доит корову», 1916.

— На выставке в Альбертине представлена картина «Актриса Маргарита».

Это портрет второй большой, но тоже неразделенной любви художника — актрисы Маргариты де Севр. В 1905 году она приехала в Тбилиси на гастроли. На одном из выступлений ее увидел Пиросмани. После художник стал ходить по городу и продавать все, что у него было: картины, кисти, краски, даже свою долю молочной лавки. То, на что покупателей не нашлось, он раздал бедным. После этого Пиросмани скупил все цветы, какие смог найти в Тбилиси. Он нагрузил ими девять повозок и отправил к гостинице, где остановилась Маргарита. Актриса увидела цветы с балкона и написала Нико записку, в которой приглашала его познакомиться. Но Пиросмани так и не пришел на встречу. Почему — неизвестно. Известно лишь то, что когда художник все же пришел к гостинице, Маргарита де Севр уже покинула город. История получила продолжение спустя более полувека. В 1968 году, когда в парижском Лувре выставлялась картины Пиросмани, смотритель музея опознала в пожилой француженке, ежедневно приходившей к портрету Маргариты, госпожу де Севр.

«Актриса Маргарита», 1909.
«Актриса Маргарита», 1909.

— После истории с Маргаритой де Севр в жизни потерявшего средства к существованию Пиросмани начался новый этап.

Он решил посвятить себя своей главной страсти — рисованию. Сегодня художника назвали бы дизайнером. Он создавал вывески и расписывал стены духанов и лавок. Порой сюжеты подсказывали посетители. Так, на одном из пейзажей по просьбе маленького мальчика Пиросмани написал солнце и луну одновременно. 

Вывеска: Чай, пиво, лимонад. Начало ХХ века.
Вывеска: Чай, пиво, лимонад. Начало ХХ века.

Денег на холсты у художника не было, поэтому рисовал он на чем придется: жестянках, картоне и даже клеенках. «Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, — на простой клеенке, снятой со столика. — вспоминал Константин Паустовский. — Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным».

«Фруктовая лавка», начало ХХ века.
«Фруктовая лавка», начало ХХ века.

— О Нико Пиросмани отзывались, как о человеке со странностями, его даже прозвали «не от мира сего».

Несмотря на то, что почти все харчевни и лавки нижнего Тбилиси были украшены его вывесками, художник часто соглашался работать за еду и стакан вина. Последние 10 лет своей жизни по городу исхудавший Пиросмани ходил в пиджаке с плеча знакомого трактирщика и в картузе. Своего дома у него не было, поэтому ночевал он где придется, нередко в сырых подвалах. 

Вывеска: Винный погреб. Распивочно и на вынос.
Вывеска: Винный погреб. Распивочно и на вынос.

— Героями портретов Пиросмани становились самые разные люди: пастухи, дворники, кормилицы и санитарные работники.

Также художник писал ортачальских красавиц — женщин легкого поведения. «Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но и у них есть любовь к жизни — это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех…», — говорил Пиросмани.

«Ортачальская красавица». Правая часть диптиха, 1905.
«Ортачальская красавица». Правая часть диптиха, 1905.
«Женщина с кружкой пива», 1905.
«Женщина с кружкой пива», 1905.

— За несколько лет до смерти Пиросмани его картины заметили и открыли их русской, а затем и европейской публике братья Кирилл и Илья Зданевич.

Благодаря последнему в 1913 году работы грузинского художника были показаны на выставке «Мишень» в Москве, в которой участвовали Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Но все это никак не отразилось на материальном положении Пиросмани. Более того, после введения в 1914 году в Российской империи сухого закона, художник лишился последнего дохода. Весной 1918-го Нико Пиросмани скончался от голода и болезни. Умирающего художника обнаружил сосед-сапожник. Вот какая запись осталась в больничной книге: «7 апреля 1918 года доставлен в приемный покой неизвестный мужчина, неизвестного звания, бедняк, на вид лет 60. В тяжелом состоянии, с отеками всего тела, со слабым пульсом, без сознания и через несколько часов, не приходя в сознание скончался. Дежурный врач Гвелесиани».

— Где находится могила Нико Пиросмани, неизвестно.

Зато известно, что сегодня его работы продают ведущие аукционные дома. Так, в 2015 году его «Арсенальная гора ночью» ушла с молотка на Christie’s за $1,5 млн. Покупателем тогда стал бывший премьер-министр Грузии — миллиардер Бидзина Иванишвили.

«Арсенальская гора ночью», 1908.
«Арсенальская гора ночью», 1908.

— Помимо наивных, примитивистских картин Пиросмани на выставке в Альбертине представлены произведения современных художников.

Так, японский архитектор и обладатель Притцкеровской премии Тадао Андо изготовил 7-метровый стеклянный стол, внутрь которого поместил сотни синих роз.

-11
Стол Тадао Андо, посвященный Нико Пиросмани. Фото министерства культуры Грузии.
Стол Тадао Андо, посвященный Нико Пиросмани. Фото министерства культуры Грузии.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Арт на крови: как биоматериал заменил художникам краски можно узнатьздесь.

«Русский Магритт»: все о советском сюрреалисте Викторе Пивоварове —здесь.

«Новый Рубенс»: что мы знаем о самой дорогой современной художнице — здесь.