Найти тему
РУССКИЙ СЛЕДОПЫТ

После бала. Там, где жили Воланд, Коровьев и Бегемот. Там, где Маргарита «работала» королевой

Здесь жил сам Булгаков. Сразу, как перебрался в Москву. После, в своей великой книге «Мастер и Маргарита» он сюда же поселил Воланда со всей свитой. И в этой же коммунальной квартире №50 жила женщина – прототип Аннушки, что разлила масло... Добро пожаловать в «нехорошую квартиру»!

Русский следопыт

Известно все доподлинно. За два года до того, как в Москве объявился Воланд, из квартиры №50, что в пятом этаже дома 302-бис по Большой Садовой улице, один за другим исчезли все, кто в ней к тому времени проживал…

Началось все в выходной день с жильца, «фамилия которого утратилась», и милиционера в белых перчатках, что пришел за ним. Исчезли оба. Было это в понедельник (так у Булгакова, несмотря на то, что двумя абзацами выше в главе №7 «Нехорошая квартира» романа «Мастер и Маргарита» речь идет про выходной). Затем в среду уехал на службу и уже более не вернулся «первый жилец» по фамилии Беломут. Как и машина, которая за ним заезжала. В ту же ночь так же внезапно и загадочно прекратила свое проживание в двух арендуемых в этой квартире комнатах и мадам Беломут. 

Затем пришел черед уже хозяйки всей нехорошей жилплощади – Анна Францевна де Фужере внезапно отправилась на дачу и… всё. К утру в квартире не осталось никого – последней исчезла домработница Анфиса. 

Однако столь быстро и странно опустевшая квартира простояла опечатанной всего неделю, как в нее вселили товарища-писателя Берлиоза и директора варьете Степу Лиходеева. С супругами. Супруги не продержались и месяца. А их мужья… Впрочем, читайте первоисточник. Напомню, глава седьмая и далее. 

В итоге зачищенную от посторонних жилплощадь занял Воланд со своею свитой и здесь же случился тот самый бал, который принимала Маргарита. В королевском алмазном венце, туфлях из лепестков роз с золотыми пряжками и ликом черного пуделя на тяжелой цепи на груди…  

Далее – вполне уже реально – квартиру в 2004-м году сделали музеем Михаила Булгакова – просто потому, что он здесь жил. Это был его первый московский адрес. Приехав в столицу осенью 1921-го «без денег, без вещей», он остановился у своей сестры Надежды, вместе с мужем занимавшей одну из пяти комнат коммуналки. 

…Ну а 13 лет спустя по пути в Беларусь в квартиру-музей заглянули мы. По инициативе Воробчукова. Для меня – внезапно. Но в каком-то смысле закономерно (почему – читайте в первой части этих дорожных заметок). 

Здесь же более не буду мучить вас лишними словами, просто смотрите фото ниже – там всё, что мы увидели в самой квартире №50 и (возможно это даже интереснее и важнее) – пока к ней поднимались, на стенах вдоль лестницы. Их, говорят, поклонники творчества Михаила Афанасьевича, давно вычислившие подлинный адрес «нехорошей квартиры», начали расписывать своими автографами еще в далекие советские времена… 

Фактический адрес Булгаковского дома – ул. Большая Садовая, 10
Фактический адрес Булгаковского дома – ул. Большая Садовая, 10
Как пройдете сквозь арочку – сразу встретите Коровьева и Бегемота
Как пройдете сквозь арочку – сразу встретите Коровьева и Бегемота
Подъезд, в котором квартира №50 – в глубине двора. И рядом с нехорошей квартирой в нем расположились самые разные фирмы и организации
Подъезд, в котором квартира №50 – в глубине двора. И рядом с нехорошей квартирой в нем расположились самые разные фирмы и организации
Но лестница – одна на всех. И она сама по себе – музей
Но лестница – одна на всех. И она сама по себе – музей
Здешняя наскальная живопись – многослойная, в ней разбираться и разбираться. Вглядываться. Вычитывать
Здешняя наскальная живопись – многослойная, в ней разбираться и разбираться. Вглядываться. Вычитывать
Этюд, посвященный бидончику с маслом, что разлила Аннушка
Этюд, посвященный бидончику с маслом, что разлила Аннушка
Далеко не всё – очевидно...
Далеко не всё – очевидно...
...однако случаются и вот такие нарезки почти абсолютной гармонии, созданные словно бы профессиональными иллюстраторами
...однако случаются и вот такие нарезки почти абсолютной гармонии, созданные словно бы профессиональными иллюстраторами
Большинство рисунков и росписей – сплошная визуальная вакханалия...
Большинство рисунков и росписей – сплошная визуальная вакханалия...
Росписи подверглось всё пространство – и стены, и «оборот» лестницы, и даже ступени
Росписи подверглось всё пространство – и стены, и «оборот» лестницы, и даже ступени
Стены заполнены и цитатами из самого Булгакова с иллюстрациями
Стены заполнены и цитатами из самого Булгакова с иллюстрациями
И этюдами на тему, иногда – вовсе отвлеченную
И этюдами на тему, иногда – вовсе отвлеченную
Иногда встречается нецензурщина (размыто), так что тут явно 16+
Иногда встречается нецензурщина (размыто), так что тут явно 16+
Любовь – это чистый спирт
Любовь – это чистый спирт
Даже окна – пространство для творчества
Даже окна – пространство для творчества
Булгаков не всегда похож на самого себя
Булгаков не всегда похож на самого себя
Маргарита? Попытка портрета?
Маргарита? Попытка портрета?
Воланд. Все очевидно
Воланд. Все очевидно
А это – уголок любви
А это – уголок любви
Ласка – единственный способ, который возможен в обращении с живым существом...
Ласка – единственный способ, который возможен в обращении с живым существом...
Не доходя до квартиры №50 можно набрести на другой квест, так же связанный с творчеством Булгакова
Не доходя до квартиры №50 можно набрести на другой квест, так же связанный с творчеством Булгакова
Вчитываться в это все можно часами
Вчитываться в это все можно часами
Маргарита, помоги найти Мастера... Стена просьб
Маргарита, помоги найти Мастера... Стена просьб
Воробчуков здесь не впервые, но и для него многое и многое – в новинку
Воробчуков здесь не впервые, но и для него многое и многое – в новинку
Неоднозначный призыв...
Неоднозначный призыв...
Рукописи не горят... А со ступенек не стираются?
Рукописи не горят... А со ступенек не стираются?
Ну вот она, наконец, та самая квартира номер 50
Ну вот она, наконец, та самая квартира номер 50
Здесь в самом деле жил Булгаков
Здесь в самом деле жил Булгаков
В прихожей
В прихожей
Первый от входа – Синий кабинет. Здесь та самая мебель, которой пользовался писатель и его семья, правда в другой квартире, где они жили позже
Первый от входа – Синий кабинет. Здесь та самая мебель, которой пользовался писатель и его семья, правда в другой квартире, где они жили позже
Цвет стен, говорят, Булгаков выбрал сам. Ну и – зеркала. Они начались сразу от входа
Цвет стен, говорят, Булгаков выбрал сам. Ну и – зеркала. Они начались сразу от входа
Уборная. Работает
Уборная. Работает
Здесь жил Булгаков
Здесь жил Булгаков
-35
Татьяна Лаппа, первая жена Булгакова
Татьяна Лаппа, первая жена Булгакова
Пытаемся понять – насколько предметы интерьера «те самые»
Пытаемся понять – насколько предметы интерьера «те самые»
Должно быть, просто по мотивам произведений Булгакова
Должно быть, просто по мотивам произведений Булгакова
Зеркало. Опять. Обязательно
Зеркало. Опять. Обязательно
Можно позвонить. Интересно, кто возьмет трубку на том конце
Можно позвонить. Интересно, кто возьмет трубку на том конце
Еще одна комната – то ли кухня, то ли кладовая
Еще одна комната – то ли кухня, то ли кладовая
Раковина-мойка. Как бы
Раковина-мойка. Как бы
Табличка «руками не трогать», но в местной редакции
Табличка «руками не трогать», но в местной редакции
Скорее все же просто «склад» вещей того времени
Скорее все же просто «склад» вещей того времени
На стене – переписка жильцов
На стене – переписка жильцов
-46
В таких вот бидонах носили керосин и масло
В таких вот бидонах носили керосин и масло
Примус. На этом готовили еду
Примус. На этом готовили еду
Список жильцов
Список жильцов
-50
Это собрание предметов имеет какой-то смысл. Табличка под полочкой о том повествует (отснято, но неразборчиво)
Это собрание предметов имеет какой-то смысл. Табличка под полочкой о том повествует (отснято, но неразборчиво)
Фиолетовый кот
Фиолетовый кот
-53
Это кресло, мирно стоящее в конце коммунального коридора, почему-то очень хочется назвать троном Воланда
Это кресло, мирно стоящее в конце коммунального коридора, почему-то очень хочется назвать троном Воланда
В дальней комнате – выставка рисунков на булгаковскую тему
В дальней комнате – выставка рисунков на булгаковскую тему
Вот что-то к «Мастеру и Маргарите»
Вот что-то к «Мастеру и Маргарите»
Здесь тоже вообще-то кабинет
Здесь тоже вообще-то кабинет
Бегемот. Вариации
Бегемот. Вариации
О Понтии Пилате
О Понтии Пилате
Мастер и Муза
Мастер и Муза
Персонажи
Персонажи
Полет ведьм
Полет ведьм
А это было опубликовано в «Огоньке», иллюстрация к очерку Д.Быкова «Три соблазна М.Булгакова»
А это было опубликовано в «Огоньке», иллюстрация к очерку Д.Быкова «Три соблазна М.Булгакова»
Последняя комната
Последняя комната
Здесь – самые «тихие» и опасные зеркала
Здесь – самые «тихие» и опасные зеркала
Щель в углу. Пока «прицеливался», реально стало не по себе
Щель в углу. Пока «прицеливался», реально стало не по себе
Щель в углу. Пока «прицеливался», реально стало не по себе
Щель в углу. Пока «прицеливался», реально стало не по себе
Фотография на стене
Фотография на стене
Коммунальным коридором – на выход
Коммунальным коридором – на выход
Последнее отражение
Последнее отражение
Писатель. Портреты. Недорого...
Писатель. Портреты. Недорого...

Михаил Пимонов

У нас будет еще много интересного. Подписывайтесь на канал Русский следопыт, ставьте лайки