Здесь жил сам Булгаков. Сразу, как перебрался в Москву. После, в своей великой книге «Мастер и Маргарита» он сюда же поселил Воланда со всей свитой. И в этой же коммунальной квартире №50 жила женщина – прототип Аннушки, что разлила масло... Добро пожаловать в «нехорошую квартиру»!
Известно все доподлинно. За два года до того, как в Москве объявился Воланд, из квартиры №50, что в пятом этаже дома 302-бис по Большой Садовой улице, один за другим исчезли все, кто в ней к тому времени проживал…
Началось все в выходной день с жильца, «фамилия которого утратилась», и милиционера в белых перчатках, что пришел за ним. Исчезли оба. Было это в понедельник (так у Булгакова, несмотря на то, что двумя абзацами выше в главе №7 «Нехорошая квартира» романа «Мастер и Маргарита» речь идет про выходной). Затем в среду уехал на службу и уже более не вернулся «первый жилец» по фамилии Беломут. Как и машина, которая за ним заезжала. В ту же ночь так же внезапно и загадочно прекратила свое проживание в двух арендуемых в этой квартире комнатах и мадам Беломут.
Затем пришел черед уже хозяйки всей нехорошей жилплощади – Анна Францевна де Фужере внезапно отправилась на дачу и… всё. К утру в квартире не осталось никого – последней исчезла домработница Анфиса.
Однако столь быстро и странно опустевшая квартира простояла опечатанной всего неделю, как в нее вселили товарища-писателя Берлиоза и директора варьете Степу Лиходеева. С супругами. Супруги не продержались и месяца. А их мужья… Впрочем, читайте первоисточник. Напомню, глава седьмая и далее.
В итоге зачищенную от посторонних жилплощадь занял Воланд со своею свитой и здесь же случился тот самый бал, который принимала Маргарита. В королевском алмазном венце, туфлях из лепестков роз с золотыми пряжками и ликом черного пуделя на тяжелой цепи на груди…
Далее – вполне уже реально – квартиру в 2004-м году сделали музеем Михаила Булгакова – просто потому, что он здесь жил. Это был его первый московский адрес. Приехав в столицу осенью 1921-го «без денег, без вещей», он остановился у своей сестры Надежды, вместе с мужем занимавшей одну из пяти комнат коммуналки.
…Ну а 13 лет спустя по пути в Беларусь в квартиру-музей заглянули мы. По инициативе Воробчукова. Для меня – внезапно. Но в каком-то смысле закономерно (почему – читайте в первой части этих дорожных заметок).
Здесь же более не буду мучить вас лишними словами, просто смотрите фото ниже – там всё, что мы увидели в самой квартире №50 и (возможно это даже интереснее и важнее) – пока к ней поднимались, на стенах вдоль лестницы. Их, говорят, поклонники творчества Михаила Афанасьевича, давно вычислившие подлинный адрес «нехорошей квартиры», начали расписывать своими автографами еще в далекие советские времена…
Михаил Пимонов
У нас будет еще много интересного. Подписывайтесь на канал Русский следопыт, ставьте лайки