В соседнем доме живет милая старушка Инесса Валерьяновна. Я нередко встречаюсь с ней во дворе, супермаркете у дома и автобусе №55. Лет ей чуть за 70. Учила когда-то школьников русскому языку и литературе. Небольшого роста. Сухонькая. Всегда с маникюром, укладкой, мило розовенькими щёчками и губками, в шляпке. Всё уместно, ни грамма вульгарности.
С соседями улыбчива и приветлива, но цену себе знает. Даже дворовые блюстители порядка баба Зина с бабой Таней, которым уже за 80, благоговейно вздыхают: "Ах, Инесса Валерьяновна!..". Ну еще бы! Осанка как у институтки Смольного не может не вызывать уважение.
Но в магазинах и общественном транспорте её интеллигентный образ претерпевает жуткие метаморфозы. Если образовалась даже небольшая очередь на кассе супермаркета, она сразу начинает стонать, хвататься за сердце, прихрамывать и кашлять. Всё это сопровождается жеманными жестами неловкости и возгласами: "Ах, простите!", "Так неудобно!", "Электромагнитные бури", "Ох, эти жуткие туманы в городе N"... Добродушные и не подозревающие о коварстве посетители магазина начинают пропускать бабушку вперёд, помогать выкладывать продукты из корзинки и чуть ли не требовать персональную кассу и пожизненную скидку для несчастной тяжело больной старушки. Сотрудники магазина к спектаклю привыкли, уже даже не комментируют и не смеются. Хромота Инессы Валерьяновны проходит как только за ней закрываются автоматические двери супермаркета.
В общественном же транспорте умирающая бабушка превращается в настоящего инквизитора. Ей плевать на Ваши большие сумки, беременности, сломанные ноги, малолетних детей. Ей нужно МЕСТО. Обязательно на одном из первых левых рядов сидений и у окна. Справа у неё кружится голова. В конце автобуса желудок сводит. И упаси Вас Бог сидеть на одном из первых мест слева, когда автобус полупустой! Инесса Валерьяновна никогда не сядет на любое свободное сиденье, она обязательно будет тереться своей интеллигентной пятой точкой у Вашего носа и поглядывать на Вас глазами Медузы Горгоны. Людям постарше обычно жалуется на геморрой, гипертонию и катаракту. Особо неуступчивой молодёжи читает лекции об упадке современных нравов.
Но о нравах расскажу отдельно.
Сегодня в час пик я встретила в автобусе Инессу Валерьяновну с внуком, которого она забирала из школы. Я иногда вижу его во дворе, а вот в транспорте - впервые. Мальчик учится в 5 классе. Довольно высокий пацан со всеми признаками ожирения. Подталкивая его сзади и волоча огромный школьный рюкзак, она как-то пропихнулась в автобус. Парень-студент тут же подскочил с места, уступая бабушке, но на свободное сиденье быстро опустил свою толстую задницу её внучёк. На бабушку даже не взглянул. Она склонилась над ним как орлица, защищающая гнездо, сняла с него шапку, вытерла вышитым платочком его вспотевший лобик, затем, демонстрируя чудеса гибкости в битком набитом автобусе, достала из сумочки ватрушку и питьевой йогурт, открыла, дала мальчику. Тот молча, не поднимая на неё глаз, начал жевать. Она отряхнула тем же платочком с его груди крошки. Достала из сумочки конфеты. Он опять начал жевать. И ни слова ей. Я уже подумала, что ангина у мальчишки, приболел, и поэтому Инесса Валерьяновна так трясётся над ним. Жалеет. Даже про геморрой никому не рассказывает, чтобы ещё одно место заполучить.
Вышли мы на одной остановке. Пацан идёт впереди, бабушка волочётся следом с его здоровенным портфелем. Я плетусь за ними, не хочу обгонять. Мальчик, по прежнему жуя, не поворачиваясь, совершенно здоровым голосом раздраженно говорит: "Ну чё ты там тащишься как черепаха? Быстрее давай. Я есть хочу".
А завтра Инесса Валерьяновна снова будет жаловаться на геморрой и рассуждать о падении нравственности в современном обществе.
@Нати Усенко
Жду обратную связь в комментариях. Если вам понравился рассказ, не стесняйтесь ставить класс и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить другие зарисовки из жизни. Здесь, например, история о том, как мои родственницы ходили бить окна сопернице.