Текст: Игорь Банников
Взъерошенный мужчина убивает и сжигает начальника, а потом признает вину. Адвокаты берутся за безнадежное дело из профессионального интереса, но становятся героями изящной экзистенциальной интриги.
Как бы мы ни вникали в сюжет «Третьего убийства», истинные мотивы и обстоятельства преступления будут постоянно меняться, оставаясь загадкой до самого финала. По ходу фильма обвиняемый не раз изменит показания, пройдя через признание, ложь, отрицание и прочие манипуляции, пока окончательно не запутает нас вместе с адвокатами. Дело осложняют различные события и свидетельства других персонажей, идущие вразрез с его заявлениями. Стоит наметиться одной правдоподобной теории произошедшего, как все рушится из-за очередного сюжетного поворота и ей на смену приходит ещё несколько новых версий, которые потом тоже оказываются неверны... или правдивы, но наполовину.
Режиссёр Хирокадзу Корээда – давний любимчик фестивальных жюри и мастер тонкого психологического кино о человеческих взаимоотношениях и семейных проблемах. На этот раз он взял за основу суперхитовый роман Кэйго Хигасино «Жертва подозреваемого X» и сделал из него метафизический трактат с кучей мудрых наблюдений, десятком ложных мыслей и одним откровением. Благодаря двойному содержанию этот фильм можно смотреть либо как простой детектив, либо как философскую притчу, либо как все вместе. Главное – внимательно следить за каждой стадией расследования и очередной версией произошедшего, только так от просмотра можно получить стопроцентное удовольствие.
В первую очередь это хороший разговорный фильм, практически полностью построенный на диалогах. Он очень нудный и дотошный, но его неспешное повествование надо перетерпеть. Потому что взамен вам откроется куча ценных мыслей, от очередного переосмысления Достоевского до вопросов несправедливости рандомного вершения судеб, силы и важности правды... или самопожертвования... а может быть, самобичевания. В этом фильме все так быстро меняется. До самого финала хитрый Корээда будет издеваться над вами как в плане сюжета, так и философского подтекста, а в конце оставят наедине с гениальной мыслью о сосуде, которым мы все по сути являемся.
Если вам понравится фильм, советую посмотреть его предыдущую мелодраму «После бури», а потом сходить в кино на семейно-криминальную драму «Магазинные воришки».