Найти тему
Гуру Архитектуры

Архитектура Волго-Донского канала

В архитектуре сооружений Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина особо следует остановиться на использовании традиций и новаторстве.

Идя от традиций русской классической архитектуры XVIII и первой половины XIX веков, авторы архитектуры Волго-Донского канала попытались сказать новое слово в создании ряда форм и образов своих сооружений.

Вполне понятно, почему авторы обратились именно к этому наследию русской архитектуры; в его формах и образах отлично переданы величие и ширь русских замыслов, выражено чувство национального самосознания, чувство гордости за русский народ, победивший в Отечественной войне 1812 года, за Россию, как могучую державу, которая, несмотря на условия деспотизма и самодержавия, сумела создать замечательную архитектуру, литературу и живопись.

Тем не менее, верно определив некоторые позиции в освоении традиций русской классической архитектуры XVIII и начала XIX века, авторы в ряде ответственных случаев излишне увлекались наследием, они забывали, что эта крупнейшая стройка должна предвосхищать образы архитектуры нашего прекрасного коммунистического завтра, и поэтому обращение к наследию могло иметь лишь характер изучения, на основе которого должна была создаваться совершенно новая архитектура.

Располагая богатейшими возможностями нашей мощной строительной индустрии, современными строительными материалами, авторы правильно прибегли к унификации и стандартизации отдельных элементов. Однако, осваивая классическое наследие, они иногда шли не столько от его традиций, принципов и приемов, сколько от его форм и деталей. Это приводило авторов к случаям применения устаревших форм и к подражательству. Когда же авторы правильно воспринимали традиции, то получались новаторские, органичные произведения (например, арка шлюза № 1, верхние головы шлюза № 15 и др.), правильно выражающие новое, социалистическое содержание сооружений.

Иногда этот взгляд назад приводил авторов проекта к излишне робкому отходу от первообразов, что чувствуется и в архитектуре гидростанции, и в формах маяков у входов в канал, и в некоторых других случаях. Здесь формы сооружений первой трети XIX столетия слишком явно переключаются в формы сооружений канала, а этого не должно- быть в таком новаторском произведении, как Волго-Донской канал.

В ряде же случаев получалось обратное: желая отойти от прообразов и создать совершенно новую архитектуру, авторы шли на неоправданное нарушение установившихся закономерностей сложения архитектурных пропорций и форм, что приводило к нарушению логики, а следовательно, и к отступлению от жизненной правды, от действительности.

-2

Как на примеры, можно указать на преувеличенно крупные перемычки над обыкновенными дверями в ряде башен управлений шлюзов, на гигантские, имеющие только декоративное значение, замковые камни, расположенные не в клиньях арок, а над ними, на откровенно декоративные портики на некоторых шлюзах, на неоправданно малую глубину арки шлюза № 13. Наконец, нельзя не указать и на то, что в отдельных случаях, в характере и в композиционном размещении деталей, в пластической трактовке скульптурных форм и декоративных элементов зодчие не сумели избежать стилизации и перегрузки, что уменьшает впечатление цельности и свежести образа.

Эти недостатки в значительной мере снижают ту положительную оценку, которой заслуживают сооружения Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина.

Выше уже отмечалось, что в ансамбле Волго-Донского канала есть качественное отличие от архитектуры канала имени Москвы. Это выражается прежде всего в том, что, оперируя немногими средствами, авторы достигли большого архитектурного единства. При том коротком сроке, в течение которого построен канал, лишь самая широкая типизация и стандартизация строительства могли привести к успешному выполнению задания партии и правительства. Одновременно это дисциплинирующее обстоятельство привело к большому ансамблевому единству. Ансамбль канала настолько целен, что воспринимается как панорама одного сооружения.

-3

Было бы неверно считать, что архитектура Волго-Донского канала опирается лишь на традиции русской классики и ни в какой мере не использует богатого опыта советской архитектуры гидротехнических сооружений. До Волго-Донского канала были возведены такие крупные постройки, как Волховская, Земо-Авчальская и Днепровская гидростанции, Верхневолжские узлы, каналы Беломорско-Балтийский и имени Москвы. И именно изучение опыта возведения и архитектуры этих сооружений, их достоинств и недостатков дало возможность строителям и архитекторам Волго-Донского канала, несмотря на отмеченные выше серьезные недостатки, в предельно короткие сроки решить сложную задачу создания архитектуры нового гидротехнического сооружения страны Советов.

Нельзя не сказать о том, что в скором времени ансамбль канала станет еще более многообразным.

Так, на дамбе между шлюзом № 10 и поселком будут установлены бронзовые бюсты героев гражданской войны — начальника штаба формирования 10-й Красной Армии И. А. Руднева (скульптор Н. Никогосян), выдающегося деятеля Коммунистической партии Ф. А. Артема-Сергеева (скульптор П. Бондаренко) и особо уполномоченного Революционного Совета 10-й Красной Армии А. Я. Пархоменко (скульптор Л. Кербель).

Там же, у выхода центральной аллеи эксплуатационного поселка к Варваровскому водохранилищу, будет сооружен монумент героям обороны Царицына.

На правом берегу аванпорта шлюза № 13 будет воздвигнут многофигурный скульптурный монумент, посвященный соединению Сталинградского и Донского фронтов (скульптор Е. Вучетич).

На берегах Цимлянского моря, в районах Логовской и Ермохинской станиц, устанавливаются обелиски в память героических сражений полков Красной Армии с белогвардейцами.

В районе станции Чир в мае-июне 1918 года войска Красной Армии под командованием К. Е. Ворошилова, обстреливаемые ураганным огнем противника, восстановили взорванный белогвардейцами железнодорожный мост и, переправившись через Дон, вышли непосредственно к Царицыну для участия в его героической обороне. В память этого славного события на высоком берегу Цимлянского водохранилища устанавливается обелиск.

-4

На центральной площади Цимлянска воздвигается монумент «Победа» (скульптор Н. Томский). Чугунная скульптура, изображающая группу из трех бойцов Советской Армии с победным знаменем, устанавливается на высоком каменном пьедестале, украшенном эмблемами и барельефами.

Все эти скульптурные произведения еще больше повысят идейнообразную выразительность архитектуры канала, придадут средствами искусства конкретную художественную характеристику каждому объекту канала, запечатлеют в веках героическую эпоху построения социализма в нашей стране.

В сложении архитектурного облика различных других сооружений, расположенных в степных просторах междуречья Волги и Дона, ансамбль канала играет особую роль. Он оказался фактором, влияющим на архитектуру и архитектурно-планировочную организацию всего южного района Сталинграда.