Найти тему
Ксения Сураева

Музей смерти: самое странное место в моей жизни и жуткое вдохновение

Оглавление

Я постоянно ищу вдохновение. И нахожу его в самых неожиданных местах.

Так было и этим летом, когда мы внезапно решили поехать в музей при Новосибирском Крематории.

Я не помню, откуда у меня возникла эта сумасшедшая идея. Где-то слышала, что территория Крематория очень красивая. Видела рекламу музея смерти. И в целом мне показалось, что это очень любопытное место.

Добраться до Крематория оказалось несложно. Общественный транспорт довозит до одноименной остановки. Немного идешь пешком, а потом начинается приключение.

Новосибирский Крематорий

Первое впечатление: “Боже, как тут красиво!”. Ландшафтный дизайн очень продуман. Здание крематория выглядит величественным и атмосферным. Зеленые аллеи. Мы даже хотели присесть на лавочку… Пока не заметили надгробия повсюду.

Это был шок и резонанс для нас. С одной стороны, цветущая красота и детская площадка с огромными динозаврами, с другой – распятие, надгробия, ангелы, похороны и дым из трубы. А фоном играет минусовка песни группы “Непара”.

По телу пробежал холодок.

Музей смерти

В самом музее обстановка еще мрачнее. Темный зал, масонский пол, гробы, картины с символикой смерти, сувенирная лавка, где может затариться любой гот, и даже мыло в туалете здесь в форме гроба.

-2

Нас встретил приветливый экскурсовод. Он вышел с вилкой и сказал, что экскурсия начнется через 10 минут. Это улыбнуло, но в голове пробежала мысль: "Как можно в такой атмосфере есть?". Позже мы убедились окончательно, что персонал к смерти относится весьма спокойно, как к чему-то естественному и неизбежному. Видно, что люди очень увлечены историей и им действительно интересно то, что они делают.

В музее 2 зала и находятся они в разных корпусах. Можно брать билеты на экскурсию в один зал. Можно взять билеты на самостоятельный осмотр. Мы оплатили экскурсию в оба зала. Сам ты вряд ли что-то запомнишь и поймешь. Плюс нам очень хотелось посмотреть весь музей, и мы точно знали, что вряд ли созреем сюда вернуться вновь.

Жутко было первые пять минут. Потом ты постепенно привыкаешь к обстановке и ощущениям. Просыпается интерес и желание узнать новое. Только изредка по телу пробегают мурашки, когда вспоминаешь, где ты находишься и осознаешь о чем идет речь.

Странно, но это первая экскурсия в моей жизни, где я действительно помню экспонаты в обоих залах. Могу восстановить в памяти положение объектов и даже внятно рассказать о них. Видимо, специфика музея способствует запоминанию. :)

Первый зал

Оба зала посвящены истории погребальной культуры, но немного в разных ключах.

В первом зале можно увидеть историю траура, узнать откуда зародились те или иные традиции. Так, венок из цветов клали на покойника, чтобы убрать неприятный запах разлагающего тела. Иногда гроб с мертвецом мог стоять несколько месяцев, чтобы все желающие попрощаться успели получить письма и приехать. Сейчас маскировать зловонный дух надобности нет, а традиция осталась.

Удивительно и то, как живые стараются увековечить в своей жизни образ любимых людей. Фото и портреты – не самый оригинальный способ. Что не скажешь о постижёрном искусстве. Для этого брали волосы покойника и с помощью специальной обработки формировали целые произведения искусства.

Постижёрное искусство. Композиция из волос покойной и ее фото
Постижёрное искусство. Композиция из волос покойной и ее фото
Композиция из волос нескольких усопших
Композиция из волос нескольких усопших

Или посмертные фотографии. Раньше сделать семейное фото было дорого и проблематично. А детская смертность большая. Иногда единственный шанс запечатлеть любимое дитя выпадал уже после его смерти. Тогда его старательно гримировали, устанавливали на специальный штатив и фотографировали вместе с живыми. В некоторых случаях даже могли дорисовать глаза. Посмотрите на эти фото, на каждом из них есть усопший.

Посмертное фото
Посмертное фото
Посмертное фото
Посмертное фото
Посмертное фото
Посмертное фото
Посмертное фото
Посмертное фото

А посмертная маска? Такие особенно часто снимают с известных людей. Чтобы в разных местах могли воочию увидеть лицо Пушкина, Гоголя, Маяковского, Есенина, Матери Терезы и других. Кстати, все эти маски есть и здесь в Доме Смерти.

Посмертные маски
Посмертные маски

Поскольку музей принадлежит Крематорию. Большое внимание уделили кремации и отдельным услугам крематория. Например, прах можно отправить прямо из Новосибирска в открытый космос или на луну. Эта услуга обойдется в 12 500$.

-10

Или заказать из праха бриллиант и положить его на полку. Ну или сделать полноценное украшение или даже комплект. Стоит такое сомнительное удовольствие от 5 000 до 22 000$. Да уж, не хотела бы на себе носить свою прабабушку или маму.

-11

Как водится, можно оплатить услуги заранее, чтобы ничем не обременять родственников.

Часы из праха. Символ скоротечности времени
Часы из праха. Символ скоротечности времени

Если честно, маркетинг у Крематория превосходный. Уж на что я не люблю задумываться о таких вещах, и то захотела, чтобы меня кремировали.

Второй зал

Во втором зале история погребальной культуры разделена по народам и религиям. Славяне, арабы, китайцы, буддисты, евреи, христиане – детально воспроизведена атрибутика похорон.

Погребальная атрибутика славян
Погребальная атрибутика славян

У славян считалось, что человек будет мучиться в загробном мире, если он умер рано и был не женат или не замужем. Потому обряд свадьбы проводили посмертно. Тот еще праздник, конечно. Особенно для живого жениха или невесты.

Посмертное облачение невесты
Посмертное облачение невесты

Арабы как кочевой народ не использовали гробы. Для погребения труп заворачивали в дорогие ковры.

Арабская погребальная атрибутика
Арабская погребальная атрибутика

Индусы сжигали покойника, а буддисты оставляли на съедение животным и птицам. Это считалось естественным и приносило облегчение душе. Ну а про православных и католиков, вы и так знаете.

Ритуал сожжения у индусов
Ритуал сожжения у индусов

Здесь же можно найти красивые картины, те самые посмертные маски, о которых я писала ранее, катафалки, Ленина и много чего еще.

Закончить хочу композицией “Помни, что умрешь”.

Экспозиция "Помнишь, что умрешь"
Экспозиция "Помнишь, что умрешь"

Автор изобразил типы людей, которые спешат навстречу смерти быстрее других:

1) Профессиональные спортсмены – ибо губят здоровье ради медалей.

2) Музыканты (и не только), увлекающиеся наркотиками, табаком и алкоголем – ибо растрачивают здоровье на мимолетные утехи.

3) Люди, праздно проживающие жизнь (за компом/телевизором и играми) – ибо тратят жизнь свою впустую.

4) Чревоугодники – ибо меняют здоровье на вкусовые услады.

Думаю, типов должно быть больше. Но главное не это. Очень важно осознавать и всегда помнить, что мы не вечны, что жизнь конечна и надо стараться прожить ее с пользой и любовью. А не вот это — вот все!

А как вы относитесь к таким местам? Напишите в комментариях.