Когда в последний раз вы слышали о по-настоящему интересной новинке от Fiat? Вот и я не вспомню. Но теперь у итальянцев наконец-то появился повод гордо вздохнуть и сказать: «Синьоры, мы вернулись!» Встречайте Fiat Grande Panda — хэтчбек, который снаружи будто бы из 80-х, а внутри уже где-то в 2030-м. Давайте разбираться, что это за зверь и почему у него такой странный псевдоним, словно это не автомобиль, а борец из WWE.
Возвращение Punto, которого ждали, но не ждали
Fiat Grande Panda — это не очередная реинкарнация той самой квадратной Панды, которая десять лет назад помогала итальянским бабушкам ездить в церковь и по субботам возить помидоры на рынок. Нет. Это скорее идеологический наследник Fiat Punto, тихо умершего в 2018-м, но так и не забытого.
Grande Panda не вытесняет актуальную «маленькую» Pandina (именно так теперь зовётся прежняя модель), а занимает чуть более взрослую нишу — полноценный европейский B-класс. Что это значит? Места чуть больше, амбиций тоже, а конкуренты теперь — не пыльные Daewoo Matiz из прошлого, а вполне себе Renault Clio, Peugeot 208 и… кстати, родственный Citroën C3.
На одной платформе с французом, но с душой из Турина
Технически Grande Panda — родной брат нового Citroën C3, и оба они построены на платформе Smart Car Platform. Это такая доработанная CMP, на которой французы штампуют уже почти всё, от Peugeot 2008 до Opel Corsa.
Подвеска типичная для этого сегмента: спереди стойки McPherson, сзади полузависимая балка. Колёсная база — 2537 мм. То есть никаких сюрпризов. Зато по дизайну итальянцы пошли в разнос: угловатые формы, квадратные фары, напоминающие «телевизоры» из прошлого, и ощущение, что этот автомобиль сбежал с выставки ретрофутуризма в Турине. Всё это — заслуга Centro Stile, родной дизайн-студии Fiat.
Fiat нашёл баланс между олдскулом и современными фишками: вроде как и ностальгия, но без пафоса и кривых экранов. А еще — пластиковый обвес, чтобы дать Пандочке немного «кроссоверной» брутальности. Получилось, кстати, весьма харизматично: машина выглядит необычно, особенно в жёлтом цвете с черными акцентами. Она не кричит: «Я электрокар будущего!», она как бы шепчет: «Я из прошлого, но умею подключаться к зарядке на 100 кВт».
Размеры — как у взрослого, привычки — как у школьника
Хэтчбек тянет на 3999 мм в длину, 1763 мм в ширину и 1586 мм в высоту. То есть компактный, но не игрушечный. 16-дюймовые колеса в базе выглядят достойно, и даже «поповская» комплектация Pop (о ней чуть позже) не совсем спартанская. Хотя, если вы ожидаете кожу Nappa и подогрев пятой точки — идите мимо.
Всё остальное — уже по-европейски рационально: LED-оптика в дорогих версиях, «пиксельный» дизайн фар (что бы это ни значило), аккуратные линии кузова и подчёркнутая симметрия.
Экологично до костей: бамбук, картон и здравый смысл
Fiat решил поиграть в эко-героя. В отделке использованы 140 переработанных бутылочных упаковок (каждая Panda — как вечеринка с пивом) и материал Bambox — это что-то типа бамбука, но с более модным названием. Пластик из вторсырья — не просто слова, а философия, и надо признать, это звучит круче, чем «пластик цвета черной тряпки».
Но есть нюанс. В самой бедной комплектации Pop вас ждёт… отсутствие аудиосистемы. Совсем. Ни радио, ни блютуза. Зато есть крепление для смартфона. Экран? Нет. Перчаточный ящик? Тоже нет. Вместо него — открытая ниша. Видимо, чтобы класть туда мечты об опциях.
Хотите мультимедиа с 10,25-дюймовым экраном? Платите. Хотите климат-контроль? Платите. Хотя, справедливости ради, виртуальные приборы есть во всех версиях — уже хорошо. Базовая климатическая система — с ручкой регулировки рециркуляции, будто мы в 2006 году. Но работает, и ладно.
Гибрид или электромобиль — выбирай, но бензина не жди
Fiat пошёл ва-банк. Grande Panda нет в чисто бензиновой версии. Либо гибрид, либо полноценный электрокар.
Гибрид
- Турбомотор 1.2 (3 цилиндра)
- Электромотор на 28 л.с.
- 6-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями
- Совокупно — 100 л.с. и 205 Нм
- Маленькая батарея — 0,9 кВт·ч: только для трогания и ползания до 30 км/ч
Это типичный мягкий гибрид: экономия, немного тяги, чуть-чуть экологии. Разгон до сотни — 10 секунд, максимум — 160 км/ч. Бодренько для маленькой машинки. И — важный момент — нет вечно тупящего вариатора, зато есть нормальный «робот».
Электричка
- Мотор: 113 л.с. и 122 Нм
- Батарея: 44 кВт·ч
- Запас хода: 320 км WLTP
- Разгон: 11 секунд
- Максималка: 132 км/ч
Электрическая Panda чуть медленнее гибрида, зато тише, экономичнее и — как ни странно — практичнее. Багажник на 361 л, против 353 у гибрида. Пусть разница небольшая, но всё же.
Зарядка: с фишками, которых не было даже у Tesla
Вот где Fiat удивил. Встроенный кабель зарядки переменным током длиной 4,5 м — просто фантастика. Не нужно таскать змею в багажнике или копаться в коробке в багажнике — всё спрятано под носом машины. Первый на рынке электрокар с такой фичей. Удобно? Да! Надёжно? Вопрос времени.
- Зарядка переменным током: до 11 кВт
- Зарядка постоянным током (разъём CCS2): до 100 кВт
То есть можно и дома от розетки на ночь, и на быстрой зарядке за кофе-брейк.
Цены: итальянский подход к бюджетности
В Италии цены стартуют от:
- 18 900 евро за гибрид
- 24 900 евро за электромобиль
Для Европы — нормально. Для нас, если вдруг решат привезти, — будет дорого. Особенно с учётом утилизационного сбора, пошлин и необходимости заказывать у бабушки в Неаполе через дальнего родственника.
Что получилось в итоге?
Fiat Grande Panda — это не прорыв и не революция. Это умный, сбалансированный, чуть-чудаковатый, но честный автомобиль. Он не старается быть всем и сразу. Он как старый знакомый, который вырос, сменил кеды на кроссовки, но остался собой.
Он не предлагает кожаные кресла с массажем, но предлагает дизайн с характером, приличную начинку, разумную экономию и немного ностальгии по эпохе, когда машины не пытались быть смартфонами.
Заключение: будущее маленьких хэтчбеков может быть квадратным
Fiat Grande Panda — это как хорошо сваренный эспрессо: немного горчит, но бодрит. Он не для всех, но для тех, кто любит что-то необычное и честное. А главное — в эпоху уныло одинаковых машин он выглядит живым. А это дорогого стоит.
Fiat вернулся. И вернулся не с пафосом, а с характером. И знаете что? Возможно, это именно тот путь, по которому должны идти остальные.