25,3K подписчиков

Как Москва щедро раздала в губернию свой электротранспорт, а теперь испытывает трудности

2,2K прочитали
В Новосибирске уже более года не выходит на легендарный маршрут №13 полунизкопольный трамвай, прозванный горожанами «рыжиком», за расцветку кузова.

В Новосибирске уже более года не выходит на легендарный маршрут №13 полунизкопольный трамвай, прозванный горожанами «рыжиком», за расцветку кузова. Причина проста – у предприятия Горэлектротранса нет средств на покупку запасных частей, чтобы провести ремонт и выпустить на маршрут этот трамвай модели КТМ-623.

КТМ-623 в Новосибирске. На заднем плане оперный театр. Фото Аркадия Гершмана
КТМ-623 в Новосибирске. На заднем плане оперный театр. Фото Аркадия Гершмана

Сегодня на легендарном маршруте №13 трудятся в основном трамваи, которые переданы в 2020-2021 году из Москвы. Это отечественная высокопольная морально устаревшая модель КТМ-619, производства Усть-Катавского завода (Челябинская область). Эту партию вагонов привели в порядок, покрасили в фирменный цвет новосибирского трамвая и выпустили на легендарный маршрут. Читатели спросят: а в чем легендарность? Часть маршрута проходит по центральным улицам, и местные водители, выезжая на улицу Мичурина, не обращают внимание на трамвайные рельсы и предупреждающие знаки. А поскольку тормозной путь вагона не позволяет быстро затормозить, происходит таран автомобиля невнимательного водителя.

Бывший московский трамвай КТМ-619 на легендарном маршруте №13 в Новосибирске. Фото автора
Бывший московский трамвай КТМ-619 на легендарном маршруте №13 в Новосибирске. Фото автора

На самом деле раздача Москвой трамваев сильно помогла, испытывающим трудности с обновлением трамвайного парка, городам России в предыдущие несколько лет. Новосибирск не единственный положительный пример такого рода. География городов, куда переданы столичные трамваи, впечатляет. Только из московского депо имени Н.Э. Баумана переданы трамваи КТМ-619 в вышеупомянутый Новосибирск, а также Владивосток, Омск и Иркутск, Кемерово и Прокопьевск, Улан-Удэ и Ангарск, Томск и Усолье-Сибирское, Череповец и Курск, Смоленск и Липецк, Ярославль и другие города. Также из этого депо переданы чехословацкие вагоны Tatra T3 SU в Барнаул, Нижний Новгород, Волгоград и Саратов, ранее прошедшие в Москве капитальный ремонт.

Бывший московский трамвай в Барнауле. Фото сайта stts.mosfont.ru
Бывший московский трамвай в Барнауле. Фото сайта stts.mosfont.ru

Все эти переданные партии освободили место для современных трамваев отечественного производства «Витязь-М», которых только в данном депо насчитывается 136 единиц, и которые сегодня обслуживают москвичей. Аналогичные примеры обновления парка можно привести по другим трамвайным предприятиям столицы – Октябрьского депо, имени Русакова, имени Апакова и Краснопресненского депо. Такая масштабная раздача трамваев впервые была проведена в истории страны. Впрочем, известны случаи передачи трамваев из одного города в другой, которые осуществлялись в бытность Минжилкомхоза РСФСР в прошлом (это республиканское министерство руководило городским электротранспортом). Но они были не такими масштабными и ограничивались числом в несколько единиц или десятков единиц, но не в несколько сотен, как произошло в предыдущие два-три года.

Московский Витязь-М. Фото сайта stts.mosfont.ru
Московский Витязь-М. Фото сайта stts.mosfont.ru

Причем для принимающих городов, этот выводимый из столичного парка подвижной состав обошелся бесплатно. Им только оставалось оплатить доставку на трейлерах из Москвы. Учитывая хорошее техническое состояние трамваев, фактически несколько десятков российских городов получили «бесплатный» подарок. Трамваи имеют большой запас прочности и будут перевозить пассажиров не один год, а может и не одно десятилетие, если их вовремя обслуживать и ремонтировать. Тем более, что запчасти к отечественным трамваям имеются и стоят не так дорого.

Полунизкопольный отечественный трамвай КТМ-623 до сих пор на маршрутах столицы. Фото сайта stts.mosfont.ru
Полунизкопольный отечественный трамвай КТМ-623 до сих пор на маршрутах столицы. Фото сайта stts.mosfont.ru

Сегодня в трамвайном парке Москвы, конечно же, численно резко преобладает сочлененная трехсекционная низкопольная отечественная модель «Витязь-М». Теперь это символ трамвайного парка столицы. Также приобретено несколько десятков современных низкопольных вагонов-соло «Львенок» того же российского производителя ООО ПК Транспортные системы. Но еще в парках столицы остались небольшое количество КТМ-623 («рыжики»), которые до сих пор ежедневно выходят на маршруты для обслуживания москвичей.

Новый отечественный низкопольный "Львенок" производство ООО ПК Транспортные системы. Фото сайта stts.mosfont.ru
Новый отечественный низкопольный "Львенок" производство ООО ПК Транспортные системы. Фото сайта stts.mosfont.ru

Но вот неожиданно произошла следующая ситуация. С 4 декабря с.г. в Краснопресненском депо прекратился выпуск на маршруты северо-западной части сети столицы трамваев Pesa («Фокстрот») польского производства.

Польский трамвай PESA Фокстрот в Москве. Фото сайта stts.mosfont.ru
Польский трамвай PESA Фокстрот в Москве. Фото сайта stts.mosfont.ru

Эти трехсекционные сочлененные вагоны были приобретены еще в 2014 году. Напомним, 9 лет назад трамвайная система Москвы «жаждала» обновления современным низкопольным подвижным составом, который не могли поставить отечественные производители. Только через пару лет ООО ПК Транспортные системы смогли предложить москвичам свой вагон «Витязь». Здесь можно написать целую историю создания этого образца техники.

Поставка из Польши ограничилась 70 трамваями. Дело вот в чем. Тогда летом 2014 года увидело свет Постановление Правительства РФ №656 об импортозамещении, где в числе прочего в списке запрещенных к ввозу из-за пределов Таможенного союза России, РБ и РК были трамваи и троллейбусы. Тогда пришлось польские вагоны «проводить» как продукцию одного из отечественных предприятий, и ограничиться небольшим числом вагонов.

Как в ближайшем будущем это депо и транспортные власти Москвы будут решать проблему трамваев «Фокстрот», сегодня неизвестно. Вывод из этой истории только один – импортозамещение не только подвижного состава городских автобусов, троллейбусов и трамваев, но и их компонентной базы. Что сегодня актуально и в свете новой зависимости от партнеров из дружественных стран.

Припаркованные трамваи Pesa Фокстрот в Краснопресненском депо. Фото сайта stts.mosfont.ru
Припаркованные трамваи Pesa Фокстрот в Краснопресненском депо. Фото сайта stts.mosfont.ru

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz