Звукоевский
2
подписчика
По звуковым волнам и ушным каналам Петербурга
Продолжая исследовать акустические пространства через классическую музыку, Звукоевский оказался в Санкт-Петербургской академической Капелле. Думаю, что многие из вас здесь были и концерты слушали, но только в зале. А как она, музыка, звучит на сцене? Что видят музыканты, когда исполняют музыку в свете прожекторов? Теперь вы можете узнать, потому что нашей команде это удалось это передать в нашем новом видео. Первым шагом стало изготовление феноменального уровня валторны мастерами ателье «Доценко и Ко» (а их кларнет вы могли услышать в прошлом выпуске, где один из лучших кларнетистов страны, Иван Столбов, исполнял «Бездну птиц» Оливье Мессиана из «Квартета на конец света»). Вторым не простым действием был выбор лучших музыкантов, которые бы могли совместно отрепетировать музыкальное произведение для записи. Третьей сложностью было выбрать то произведение, которое наилучшим образом раскрывает особенности конкретного инструмента: стройность, тембр, удобства. Четвертая сложность в организации задумки - это выбор зала, где это произведение, инструмент и музыканты будут комфортно себя чувствовать во время исполнения. «Пятым элементом» был выбор оборудования для видеосъемки и звукозаписи, ведь нельзя же испортить проделанную ранее работу мастеров своего дела. Мне же оставалось взять на подмогу учеников, а так же ответственность за конечный результат. И вот он, плод трудов большой команды, которую удалось собрать для воплощения этой, казалось бы простой, идеи.
События новой истории в звуках хоть и происходят в Кньяжьих горках Псковской области, но к Санкт-Петербургу имеют непосредственное отношение. Именно здесь, на Саперном переулке, проживала Мария Александровна Строганова, усадьба которой и стала местом нашего звукового действия. В этих местах провел много времени наш главный герой - солист и дирижер Мариинского театра Иван Столбов. Наблюдая за быстрым увяданием Ильинской церкви, являющейся объектом культурного наследия федерального значения, выдающийся музыкант решил привлечь внимание к бедственному положению здания, построенного в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Потому неспроста было выбрано именно это произведение композитора Оливье Мессиана «Птицы бездны» из «Квартета на конец света». Неудивителен и интерес композитора к голосам птиц. Со всей округи слетелись галки на звуки кларнета. При этом, что интересно, не на первые, а на конкретные, какие-то совершенно птичьи звуки. Есть и еще один очень важный нюанс в этом проекте - кларнет. Его изготовили мастера Санкт-Петербургского ателье музыкальных инструментов «Доценко и Ко» из ABS пластика, что позволило играть в условиях больших перепадов температур и влажности, а это губительно для деревянных инструментов. Видео это привлекло внимание разных ведомств, и в результате здание законсервировали, что дает надежду на возможность реставрации и восстановления всей усадьбы. Таким вот необычным образом наша команда в прямом и переносном смысле «вдохнула» новую жизнь в это место.
Задумал я однажды голос города передать. Но ведь это не какая-то одна частота синусоидальной волны. Это богатый красками голос, состоящий из разных гармоник, громких и тихих звуков, длинных и коротких, а так же из пространственных эффектов. Только многомерный, как квантовый компьютер. Потому что измерений у города много, а у культурной столицы особенно. Одно из таких измерений - музыка. Думаю каждый согласится, что с первого взгляда на город напрашивается музыка академическая. Вот с нее и начнем: Феликс Мендельсон — Органная соната №4 оп. 65 Произведение записано в церкви Святой Марии, находящейся на Большой Конюшенной улице. Кстати, город, как и страна, многоконфессиональный. Благодаря этому можно увидеть и синагогу, и мечеть, и костел. И у каждого такого пространства - свой голос. В каждом храме органы звучат по-разному. Каждый храм обладает своей особенной акустикой. Каждый музыкант чутко прислушивается к пространству, чтобы музыка - звучала. Только послушайте! В записи были использованы микрофоны: 017TUBE, 017FET, 023 Bomblet, 023 Malfa, и стереопара 013FET. Тот случай, когда микрофоны дополняют друг-друга. И это не первый раз на моей практике. Запись шла в интерфейс RME Audio RME UCx с расширением по микрофонным входам RME QuadMic. Apple iPAD Pro был в качестве компьютера. Микрофонные провода от KLOTZ (IceRock). Снято на Nikon Z6 (16-35/4g vr, zeiss planar 50/1.4zf, стабилизатор Crane 2) Органист: Елизавета Шабалина Ассистент и педагог органиста: Юлия Глазкова Инженер звукозаписи: Дмитрий Скобелев Видеосъемка: София Скобелева Дмитрий Скобелев За помощь в реализации данной записи Звукоевский выражает благодарность доценту кафедры клавесина и органа Юлию Глазкову, ее ученицу - Елизавету Шабалину, Евангелическо-лютеранскому приходу церкви Святой Марии, а так же компании Soyuz Microphones и лично Павлу Баздыреву за оказание технической поддержки.