"Журналистика – способ удовлетворить собственное любопытство за счет редакции" За свою длинную как река Или жизнь этот человек был свидетелем и даже "соучастником" больших перемен в политике и обыденной жизни. Начинал он свою карьеру как талантливый молодой автор в культовом советском сатирическом журнале "Крокодил", а сейчас он по праву считается бодрым и спортивным агашкой отечественной прессы. Речь о Марке Айсберге, нам удалось взять интервью у ветерана казахстанской и советской журналистики. "Журналистика в советское перестроечное время – возможность влиять на умонастроение людей, общественные процессы, бороться с коррупцией, которое тогда называлось словом «блат». И конечно, возможность получать информацию и путешествовать за счет редакции. Как я написал в 1991 году, перефразировав известный афоризм нобелевского лауреата Петра Капицы, – «Журналистика – это способ удовлетворить собственное любопытство за счет редакции». В частности, мне довелось беседовать с такими известными людьми как премьер Пакистана Беназир Бхутто, экс-президент Грузии Саакашвили, президент Азербайджана Ильхам Алиев, первый глава Беларуси, подписавшим договор о выходе из СССР Шушкевич и т.д. И я прекрасно понимал, что они уделяют мне внимание только потому, что я - журналист, который поможет им транслировать им свои мысли. Начал публиковаться в 1987 году, я работал тогда научным сотрудником химического факультета КазГУ. Стартовал с фельетона в республиканском еженедельнике «Горизонт», первой студенческой газете Казахстана. Время было перестроечное, вскоре после Желтоксана, и это издание писало дерзко, живым языком, не избегая острым тем, что после десятилетий советского застоя было просто чудом. Моим первым редактором стала замечательная Люба Краснова, которая поощряла независимость мышления и острое перо. И был этот фельетон о том, что все, кому не лень нагло проводят лотереи, по сути, жульнические: берут рубль за билет, а выигрыши копеечные - карандаши за 10 копеек, шарики и т.д, никто не контролирует призовой фонд, налогов не платит. Реакция была мгновенной – через день на этот фельетон откликнулся горисполком Алматы, потом облисполком, потом УВД Алматы были даны ответы и стали гонять лотерейщиков. А через месяц правительство КазССР, опираясь на наш фельетон, вынесло специальное постановление, которое запретило эти лотереи, разработав правила его проведения, четко регламентировав всё. Вот что такое было в те времена пресса. Ну, и я был горд, что сделал такое полезное дело. Потом стал последовательно публиковать свои сатирические материалы во всех популярных изданиях столицы: «Вечерняя Алма-Ата», « Огни Алатау» ( одно из лучших СМИ того периода) и в будущей альма-матер «Ленинской смене» ( с 1991 года «Экспресс К). Потом уже совмещал работу в КазГУ с работой в бизнес-издании «АБВ», затем немного в «Караване». К этому времени я уже стал преподавать в КазГУ. Да, и на работу в СМИ я особо не стремился, хотя меня приглашали, к примеру, в «Огни Алатау» редактор отдела, несравненная Вера Авалиани, тоже много сделавшая для моего становления. Тут надо заметить, что я пришел в СМИ, сложившимися автором: у меня за спиной было 8 лет написания сценариев для сцены, которые читал со цены – сейчас это называется стэндап. Аудитория была взыскательной, учёные ценили литературный язык, тонкие намеки, крамольный подтекст, а не шутки в стиле «камеди клаб» ниже копчика. Сцена безжалостна – скучно пишешь, бубнишь под нос тебя ожидает мгновенный провал. Конечно, нужно было освоить основы ремесла, различные жанры журналистки, понять формат различных изданий."
11 месяцев назад