Найти тему
О масштабах проблемы Мы начали со случайного конца, то есть с мира, чтобы доказать, что порядок не так уж и важен. Теперь у нас есть первое представление об интересном фандопе и предполагаемый сюжет, даже если он выражается одной фразой (и очень хорошо, если это так). Перед тем как переходить к теме и концепту, а потом и к мелочам по обустройству мира, накидаем проблем. Видели этот мемчик, где писатель говорит своему главному герою: "Ты такой добрый и прекрасный, читатели тебя полюбят, а потом я превращу твою жизнь в ад?" Наша остановка. (Если не видели, притащу!) Планируя следующее произведение, я изначально делю проблемы на три уровня — глобальный, локальный и личный. Позже их может стать больше, главное, чтобы не меньше. Придумывать их можно в любом порядке. Смотреть будем, как всегда, на примере существующих книг. 1) Глобально: на солнце произошла вспышка, все, кто был на поверхности земли ослепли Локально: из-за вспышки растения в одном конкретном городе начали жрать людей Лично: посреди этого веселья герою нужно спасти свою семью (обязательно из центра где выводили те растения, иначе скучно будет) И в обратном порядке: 2) Лично: за героиней-оборотнем охотится ведьмак, её устроенная спокойная жизнь под угрозой Локально: вокруг то и дело находят растерзанных волками людей (и проблема тут не только в подозрениях, но и в конкуренции, и в опасности для самой героини) Глобально: тех волков-мутантов создали жуткие колдуны, чтобы захватить в стране власть, и поработить вообще всех. (Можно было бы остановиться на первом пункте, был бы вполне заурядный любовный роман в фэнтезийном сеттинге, но это, как говорится, не наш профиль).
2 года назад
Практический совет по саморедактуре: Есть очевидные стоп-слова, которые надо вычищать. А есть скрытые. Начинающие авторы часто страдают синдромом пожимания плечами. Проверьте и сократите до трёх штук на сто страниц текста. 
2 года назад
Допустите меня до чего-нибудь интересного! Погружу вас немного теорией, что поделать, понедельник всё ещё тяжёлый. Надеюсь, что определение фантдопа вам не нужно, оно везде. "Допустимся" пока до его видов, согласно господам Г.Л. Олди: 1. Научно-фантастическое — добавляет в сюжет некое научное нововведение. Делится на два подвида: 1.1. Естественнонаучное — разнообразные технические изобретения, либо открытия в области точных и естественных наук. Область распространения – «твердая» научная фантастика. 1.2. Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопий, антиутопий, социальной фантастики. 2. Футурологическое допущение — или перенесение действия в будущее. Широко распространено в научной фантастике. 3. Фольклорное допущение — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии. Характерно для фэнтези и мистики. 4. Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир. Используется в фэнтези. 5. Мистическое допущение — привносит в сюжет фантастический фактор, которому не дается научного или рационального объяснения. Применяется в мистике и в различного рода ужастиках. 6. Фантасмагорическое допущение — введение в историю элемента, противоречащего любому здравому смыслу и не способного в принципе иметь никакого разумного объяснения. Уже сами эти определения дают некоторую пищу для размышлений — что вам ближе, что вы собираетесь писать. Пока вы смотрите на них, выбираете близкое сердцу и пытаетесь придумать своё, я буду упрощать вам задачу. Хорошее допущение, как и ещё многие полезные вещи в книге, вы можете сформулировать через "что, если". И не забываем, что мир должен быть большим, чем декорация. Разберем на пальцах: С фэнтези всё более или менее просто — что, если в мире существует магия. Магия это уже какой-никакой фантдоп, хотя его одного для хорошей книжки в наше время уже не достаточно. С этим мы разберёмся позже. С фантастикой сложнее. — Что, если от вспышки на солнце ослепли все люди... а) и пытаются выжить (фантастика) б) прошло сто лет и в сюжете они решают какие-то проблемы, которые могли случиться и без этого (декорация, роман с элементами фантастики). — Что, если прилетели инопланетяне... а) и сюжет о первом контакте или прочих взаимодействиях (фантастика). б) оставили много всего и улетели, а мы теперь живем со своими загонами и бонусными штуками с другой планеты (декорация, роман с элементами фантастики). — Что, если в будущем наступила антиутопическая тирания... а) а в сюжете расписано становление человека и/или его борьба за права против угнетающего строя (социальная фантастика). б) а в деревне живёт героиня и занята поиском достойного жениха (декорация, роман с элементами фантастики). Примеры кажутся утрированными, но они все взяты из существующих книг. Думаю, вы меня поняли и уж точно заметили, здесь мы сразу вплотную соприкасаемся с идеей будущего сюжет. Мы ещё не обязаны точно знать, о чём будем писать, но представление обретает форму, неважно с какого конца подошли. О любви, о космическом сражении, о приключениях доброй ведьмы или недобитого киборга, о свободных подростках максималистах или угнетённых рабах. Даже если до этого у вас не было никакой идеи, начиная представлять интересный для вас мир, вы автоматически перебираете варианты того, что могло бы в таком месте произойти, кто мог бы тут жить. Хороший фантдоп обязательно влияет на сюжет (а в идеале и сюжет влияет на фантдоп). Продолжим разбираться в следующем посте.
2 года назад
Принесло нейросетью, чувствую, что просто обязана поделиться. Приятного вечера!
2 года назад
Разговор о мире начнем издалека — с определения фантастики. Сейчас объясню почему. Фанта́стика — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Как ни странно, уже на этом месте прокалывается значительная часть начинающих авторов. Казалось бы, ну что там такого? Нравятся мне космические корабли, вот и будет у меня действие на одном из них. Средневековые замки? Отлично, беру! Потом на это навешивается сюжет и дело сделано. А теперь зададим себе главный вопрос — наша история, наш сюжет, может ли он происходить где-то ещё? Играет ли этот корабль и этот замок свою роль? Потому что если ваша история условного убийства пассажира космического лайнера, могла легко произойти в обычном поезде дальнего следования в наши дни и ничего в ней от этого бы не изменилось, кроме декораций, то, увы, вы не создали никакого мира. Ещё хуже — вы даже не начали писать фантастику. Вы просто вынесли пару табуреток на сцену и назвали их лошадьми. Однажды читатель почувствует этот лёгкий налёт бессмысленности, встанет и спросит — зачем? Он в него не поверит. Мир это ваш самый первый герой, со своей историей и лором. Относиться к нему мы будем соответствующе.
2 года назад
Таки лор. Опять у меня неожиданное лирическое отступление, но, надеюсь, кому-то будет полезно. Вчера в одной писательской группе поднялась тема лора, и мы с некоторым прискорбием выяснили, что многие из авторов такого понятия не знают. Скажем так, для тех, кто пишет в реальном сеттинге оно и не важно, но, боюсь, в моих постах оно будет встречаться часто, так как имеет непосредственное отношение к конструированию фантастических миров. Слово лор пришло из игровой среды и прочно обосновалось в фантастической, а особенно фэнтезийной литературе. Лор — это фоновая информация о мире произведения, его истории, культуре, традициях и других деталях. В самом грубом смысле это как раз мир и есть, комплекс знаний о мире. К чему пишу? Если вы что-то не знаете, не стесняйтесь задавать вопросы. Везде.
2 года назад
Что было раньше — курица или яйцо? То есть, простите, герой или мир? Для фантастики и фэнтези они одинаково важны. Конечно, если у вас уже есть идея, которую вы давно вынашиваете, может быть даже годами, то вопрос — с какого конца начать — скорее всего не стоит. А вот если вы только почувствовали в себе желание творить, но не знаете как к нему подойти, вопрос становится очень актуальным. Я, конечно, в курсе, что некоторые советуют начать с тем и великих идей, загружают мозг и вселяют неуверенность. К теме, вернее, к "хай" и "лоу" концептам, мы ещё вернёмся, но не сейчас и не в первую очередь. Они нужны и важны, но не с потолка, когда работать ещё не с чем. (Уточню, что сказанное в этом абзаце относится именно к фантастике и фэнтези и связано со спецификой жанров. При написании сурового русреала подход может быть иным). Начинать с героя или мира — решать, конечно, вам. Я начинаю с мира, поэтому серия следующих постов будет о его создании. Думаю, по ним же и станет понятно, почему я пишу именно так. Устраиваемся поудобнее!
2 года назад
О привычках писателя. Коротко и сердито. (Кажется, дзен превращается в антиблог) Если вы умеете слушать, то вам и без меня каждый утюг расскажет, как важны писателю привычки. Особенно те, что касаются рабочего места и времени. Обычно, такие рассказы ещё обильно приправляются какими-нибудь историями о какой-нибудь пресловутой Роулинг, которая писала исключительно в кафе, потому что была на своем европейском пособии слишком нищей, чтобы дома пить чай из крана (чтоб я так жил). Самое важное — не увлекайтесь! На первых порах постоянное место иметь действительно хорошо. Но как только у вас промелькнёт хотя бы тень мысли, начинающейся словами "а я могу писать только...(нужное вставить)", избавляйтесь от этой привычки как от грязи на ботинке! Безотлагательно! Можете поверить, в эту ловушку себя загнали уже очень многие, о чём они теперь радостно (или не очень) стенают по писательским группам. Вы совсем не хотите пополнять их число. Практический совет: Заведите себе "передвижной" амулет. То, что поможет вам настроиться на создание текста, но не привяжет вас к месту. Например, отдельные наушники, которые вы используете только во время письма, а потом меняете на другие. Свечку, брелок, мелочь, которую можете положить перед собой, тем самым открывая ритуал. У меня есть знакомый, который вешает носовой платок на монитор.
2 года назад
Завтра поговорим о полезных привычках, облегчающих писателю труд и компенсирующих временное отсутствие вдохновения. А пока просто расслабимся и вспомним, о каких странных привычках известных людей мы уже слышали.  Стивен Кинг пишет по 10 страниц каждый день без перерыва на обед и вне зависимости от дня недели.  Эрнест Хемингуэй писал около 500 слов в день. Он просыпался рано утром, чтобы избежать жары и творить в тишине и покое. И несмотря на то, что Хемингуэй был известен своей любовью к выпивке, он говорил, что никогда не садился за книгу в нетрезвом состоянии.  Владимир Набоков любил творить стоя и записывал свои мысли на карточках. Эта система позволяла ему создавать сцены, а затем перестраивать как душе угодно. Его роман «Ада» занял более 2 000 карточек.  Трумен Капоте утверждал, что он полностью «горизонтальный автор». Он писал лёжа в кровати в спальне или на софе в гостиной с сигаретой или чашечкой кофе. Затем с кофе плавно переходил на чай, с чая — на херес, с хереса — на мартини, и так до самого конца дня.  Филип Рот, напротив, любил работать стоя и ходить кругами. Он утверждал, что для написания каждой страницы проходил около полумили. (Дорогая вселенная, можно я тоже буду горизонтальным автором?)
2 года назад
Где начинается писатель? В ответах на опрос, проведённый мной в группе в контакте, получился неожиданный разброс. После вчерашнего я уже почти не удивилась... Хотя нет, вру, удивилась. Результаты прилагаю. Так вот, я не психолог и жить вас не научу, деньгами, увы, тоже не помогу. Но постараюсь сказать вам то, что помогло бы мне самой, услышь я это несколько лет назад. Всё, что написано ниже, это моё суровое имхо. Все, или очень многие, слышали и знают такой термин, как синдром самозванца. Это психологическое явление, при котором человек не способен приписать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям. А чего многие не знают, так это что синдром самозванца очень часто протекает неосознанно. Можно знать про него и быть уверенным, что вы не страдаете такой чушью, просто реально смотрите на вещи, а на самом деле "суслик-то есть". К начинающим писателям относится последнее — "к усилиям". Писательство во многом ремесло, оно нарабатывается. Если к нему добавлен талант — прекрасно. Если нет — вы всё равно не безнадёжны. Считается, что каждый человек способен написать одну книгу. То есть, грубо говоря, где-то к тридцати годам жизни у каждого из нас наберётся достаточно опыта и пережитых приключений на одну автобиографическую повесть. Казалось бы, значит одна книга это не достижение? Оно не сделает человека писателем? Или не совсем? А знаете сколько человек реально начинает писать и сколько из них заканчивает? Я возьму примерные данные из кучи курсов, которые я прошла, и из кучи писательских чатиков, в которых состою. Итак, ситуация следующая, один курс начинает в среднем 25-200 человек, в зависимости от вместимости. Заканчивает и параллельно начинает рукопись около 80% учащихся. Пока ещё не плохая цифра. Если курс заканчивается конкурсом (синопсиса или первой главы), на конкурс работу присылает примерно половина участников. Заканчивает рукопись в течение года после курса — до 5%. Тех, кто продолжает работу после года, единицы. (Да, писательские курсы это отличный бизнес, желающих много, выхлоп минимален и никто никому не должен. Увы, потому и халтуры много). С чатами, где собираются начинающие писатели для взаимной поддержки, ситуация примерно такая же. Трёп в них идет годами, а выкладывать романы хотя бы на сайтах пытаются единицы. Остальные просто остаются в хорошей тёплой компании, чат становится самоцелью, а уверения себя, что я "пишу-пишу" отличной панацеей. Поэтому я уверена, тот, кто поставил последнюю точку в своей первой рукописи — уже писатель! Он уже сделал это, он дошёл, не сдался, не сложил лапки, не уверил себя в том, что всё равно ничего не получится. Онлайн публикации, издательства, маркетинг, всё это следующий этап, он ждёт каждого писателя. Хотя нет, возможно, не каждого, кто-то пишет "в стол" и счастлив с этим. Но давайте положим руку на сердце, вкладывая рукопись в письмо или закачивая её на сайт, мы делаем или сделаем это как авторы, как писатели, выпускающие своего ребёнка в мир. На эту ступень мы уже зашли. А теперь практический совет: Писателю, особенно начинающему, очень сильно помогают таблицы подсчёта символов, написанных в день. Это банальное и скучное действие, которое со временем вызывает привыкание. Хорошо, если в таблице вас несколько, но и в одиночестве она оказывает терапевтический эффект. Это ваши усилия, выраженные не текстом, который вы ещё много раз отредактируете, перепишете, удалите или сожжёте, а цифрами, безжалостно отражающими ваш труд. И знаете, совсем не важно, пишете вы сто знаков в день или 10000. Подсознательно они будут с вами.
2 года назад
Ещё немного о стиле Часто слышу, что авторы не хотят читать ничего похожего на их рукопись, чтобы непроизвольно не сплагиатить. Большая ошибка. Как раз начитанность и помогает развить собственный стиль. Конечно, пока вы читаете книги, в памяти у вас так или иначе сохраняются удачные моменты, фразы, даже шутки из них. Подражать начинаешь невольно, но ничего страшного в этом нет. Скорее наоборот, было бы удивительно, если бы у начинающего автора сразу получилось быть ни на кого не похожим. Хотя бывают и такие. Используйте это целенаправленно, как ещё один инструмент. Не копируйте, а оценивайте и впитывайте. Анализируйте сильные и слабые стороны книги. Постарайтесь замечать не только то, что понравилось, но и то, что вам совсем не "зашло". Тогда вы сможете избежать скучных моментов у себя, а это, поверьте, гораздо ценнее, чем чья-то удачная шутка. Со временем вы натренируетесь делать это автоматом. Мои знакомые писатели шутят, что больше не могут читать книг для расслабления, в мозгу всегда идёт какая-то работа. Методом проб, примерок, ошибок и находок вы обязательно найдете свой стиль. Вернее, он найдёт вас сам. А вообще, ребята, пишите проще. Раз уж я обещала делиться опытом: Был у меня на вычитке один молодой автор. Надо признать, перспективный. Идеи у него захватывающие, сюжет продуманный. Но вот беда, как выражался сам автор, "люблю я придумывать разные новые выражения и необычные словосочетания". Новые выражения чаще всего сводились к банальному канцеляриту или зубодробительным деепричастным оборотам. Каждое из них он нежно лелеял и удалять, естественно, не давал, при этом очень удивлялся, что отзывы о стиле исключительно негативные. Если читатель не может легко погрузиться в текст, никакая экзотика в стиле вам не поможет. Некому будет её оценить. А книжки, особенно электронные, очень легко закрыть на любой странице и больше к ним не возвращаться. Лёгкости вам и вашим рукописям 🪶
2 года назад
Как понять, о чём писать? На днях один околокнижный человек бросил такую фразу: "Если вам требуется целый абзац, чтобы самыми общими словами описать концепцию вашей книги — вы перемудрили... Нет, оригинальность — это, конечно, хорошо. Но я заметил, что многие начинающие авторы делают ставку исключительно на неё". Опыт подсказывает мне, что проблемы начинающих фантастов не всегда заключены в неком желании "повыпендриваться". Не будем далеко ходить — моя первая рукопись была лютым неформатом. Но стала она такой, потому что на период её написания пришлись поиски своего стиля, своего жанра и достойных учителей. А ведь изначально она планировалась всего-то как банальная история о прекрасном принце, спасающем дракона из башни. Легче всего преуспеть в том жанре, который интересен самому. То, что по-настоящему трогает автора, тронет и его читателя. На писательских курсах часто любят повторять, что писать надо о том, что знаешь. Позволю себе согласиться лишь отчасти. Это правило важно для реалистической прозы, но, давайте откровенно, много из нас знают как колонизировать иные миры, стрелять из бластера, чинить космолет или машину времени? А многие ли хотели, чтобы у писателя во всех книгах герой был строителем, потому что это профессия автора по диплому? С точностью можно сказать лишь одно — важно искать свой стиль и любить то, что ты пишешь. Писать надо то, что в чём чувствуешь свою силу, свою страсть. Трудно предсказать, что именно выстрелит, поэтому бессмысленно ориентироваться на то, что сейчас популярно. Это так не работает. У собственной оригинальной идеи больше шансов на успех. (Сейчас я не рассматриваю тех писателей, которые пишут так называемый "формат", чтобы жить с пера, продавая его на сайтах самиздата. Об этом стоит говорить отдельно).
2 года назад