Найти тему
Закреплено автором
Пешеходное путешествие по историческому центру города Ярославля
Здравствуйте, друзья! Посетив древний волжский город в 1677 году, императрица Екатерина II была очарована красотой ярославских храмов. «Город Ярославль весьма всем понравился, и я почитаю его третьим городом из тех, которые я видела в России» - писала она после этой поездки. Однако, как известно, и на солнце есть пятна. Стохастическое расположение городских сооружений привело Екатерину в состояние высочайшего неудовольствия, которое было сформулировано в виде исторической фразы: «Волжские города красивы по ситуации, но мерзостны по застройке». Исправление этой нежелательной ситуации и должно было стать одной из главных задач первого наместника (генерал-губернатора) Ярославля. Первый регулярный план застройки Ярославля, разработанный столичным архитектором Андреем Васильевичем Квасовым, был забаллотирован местным духовенством и купечеством, которое отказалось спонсировать проект, не учитывающий исторически сложившихся особенностей города. Второй проект, в разработке которого принял активное участие привезенный генерал-губернатором Алексеем Петровичем Мельгуновым из Санкт-Петербурга Иван Матвеевич Левенгаген, ждала более счастливая судьба. Он предложил элегантное сочетание передовых градостроительных идей, местных реалий и философских взглядов нового генерал-губернатора. Это был, наверное, единственный Генеральный план Ярославля, который полностью был воплощен в жизнь. Город приобрел новую планировку и оделся в новые архитектурные одежды, сохранив при этом все наиболее ценные памятники старины. И сделано это было с необычайным художественным вкусом. Ключевым элементом плана стала Ильинская (Советская) площадь вместе с исходящими от нее в виде трех лучей улицами: Угличской (Кирова), Сретенской (Депутатской) и Большой Рождественской (Нахимсона). Современные архитекторы иногда называют подобную конфигурацию «гусиная лапка». Подобная градостроительная идея была несколько ранее реализована в российской столице, где от башни Адмиралтейства к городским окраинам устремились три прямых луча-проспекта: Невский, Вознесенский и Средняя першпектива (Гороховая улица). Их пересекли несколько кольцевых магистралей, в том числе и естественные водные пути — Мойка, Фонтанка и Екатерининский канал. А в местах пересечения «лучей» и «колец» возникли просторные площади. Такова была суть проекта планировки центра Санкт-Петербурга под названием «Невский трезубец», разработанного в 1730 году замечательным петербургским архитектором Петром Еропкиным. Если вспомнить, что Мельгунов и Левенгаген сами были в недалеком прошлом питерцами и «гусиная лапка» на берегу Невы была у них, что называется все время перед глазами, то несложно догадаться, в каком направлении работала мысль разработчиков ярославского плана. По материалам книги А. Уткина "Опыты осмысленных перемещений в пространстве", 2019 #ЕкатеринаII#Мельгунов#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
2 года назад
Пешеходное путешествие по историческому центру города Ярославля
Среди большого числа экзотических символов, используемых масонами для хранения своих знаний в тайне от непосвященных, особое место принадлежит так называемому Дереву Сефирот. Оно представляет собой каббалистическую модель мира в виде 10 фундаментальных сущностей или «сефир», находящихся между собой в динамическом равновесии. Сефиры, взаимодействуют при помощи энергетических потоков или «аркан». Эту модель также иногда используют для описания природы человека. Обогатившись этим знанием, попробуем теперь выявить скрытый смысл некоторых городских объектов, по крайней мере, с точки зрения первого ярославского губернатора. Самыми известными зданиями, построенными при Мельгунове, были Дворец наместника, два корпуса Присутственных мест, расположенные по его бокам, Дом призрения ближнего и Дом вице-губернатора. Авторство всех этих работ принадлежит первому губернскому архитектору И.М.Левенгагену. Все они, кроме Дворца наместника существуют и сейчас, что подтверждает их магическую силу (место разобранного по приказу Павла I Дворца наместника занимает сейчас здание Правительства Ярославской области). Наложим матрицу Дерева на карту так, чтобы ее сефиры совпали с этими зданиями и посмотрим, как они интерпретируются в каббалистических терминах. В результате такого нехитрого эксперимента получается следующее. Дом призрения ближнего находится не где-нибудь, а в сефире «Милосердие», Дом вице-губернатора ассоциирован с «Силой», соединяющая их улица Андропова не что иное, как аркана «Справедливость». Любопытно, не так ли? Губернаторский дом на Волжской набережной вполне ожидаемо совпал с сефирой «Царство», церковь Ильи Пророка – с «Основой». Все очень логично. Есть, правда, некоторые проблемы с тремя высшими сефирами. Очевидным кандидатом на роль «Короны» является ротонда Гостиного двора, но ведь ее во времена Мельгунова еще не было. Хотя было, наверное, что-то другое. Ну и не очень понятно, кому отведены роли «Понимания» и «Мудрости». Если это Власьевская и Угличская башни, то как отнестись к тому, что сам губернатор чуть было не разобрал одну из них ради того, чтобы построить Дом призрения ближнего? Если же речь идет о двух корпусах Гостиного двора, то это довольно прискорбно, учитывая, что в 1918 году от «Понимания» не осталось камня на камне. А от «Мудрости» – только половина... По материалам книги А. Уткина "Опыты осмысленных перемещений в пространстве", 2019 #ДеревоСефирот#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
2 года назад
Пешеходное путешествие по историческому центру города Ярославля
Вы читаете пост об авторе канала "Пешеходное путешествие по историческому центру города Ярославля". Меня зовут Крутов Павел Евгеньевич, я родился в Ярославле в 1971 году, закончил среднюю школу №33 имени Карла Маркса с углубленным изучением математики, получил диплом радиофизика Ярославского государственного университета. Примечательно то, что историей родного города я интересовался всегда, так тема сочинения в 8 классе на аттестат зрелости была "Родной город". За свою тысячелетнюю историю город Ярославль успел побывать столицей России в смутое время 1612 года, а в 2016 году город официально стал столицей Золотого кольца. В 2017 году главы администраций городов, входящих в маршрут (Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова, Ярославля, Костромы, Иванова, Суздаля и Владимира), подписали договор о создании "Союза городов Золотого кольца России", тогда же в Ярославле была открыта штаб-квартира Союза. В 1965 году, приехав по заданию газеты «Советская культура» во Владимирскую область, в город Суздаль, журналист Юрий Александрович Бычков придумал кольцевой туристический маршрут, который мог бы объединить старинные русские города. По его задумке, выехав из Москвы, можно было посетить Владимир и Суздаль, далее следовать в направлении Костромы, а из Костромы возвратиться в Москву, но уже другой дорогой — через Ярославскую область, что позволяло посетить Ярославль, Ростов и Переславль-Залесский. Спустя два года, осенью 1967 года, Юрий Бычков осуществил задуманное и на своём автомобиле проехал по придуманному им маршруту. По возвращении в Москву он написал цикл очерков о поездке. Очерки публиковались в газете «Советская культура» в ноябре-декабре 1967 года под общим названием «Золотое кольцо». Теперь этим замечательным маршрутом путешествуют туристы. 25 мая 2013 года, в День города, в Ярославле напротив дома 30 по Революционной улице был установлен памятный знак-символ «Нулевой километр Золотого кольца». Вашему вниманию предлагается более 100 постов и 4 маршрута для пешеходных прогулок: 1.От Власьевской башни до Стрелки. 2.От Стрелки до Знаменской башни. 3.От памятника Александру II вдоль улицы Собинова к Красному съезду. 4.Ярославский модерн. Я люблю свою работу! Я приду сюда в субботу И, конечно, в воскресенье. Здесь я встречу День рожденья, Новый год, 8 Марта. Ночевать здесь буду завтра. Плащ-палатка, вещмешок - У семейства будет шок! Если я не заболею, Не сорвусь, не озверею, Здесь я встречу все рассветы, Все закаты и приветы! От работы дохнут кони, Ну а я — бессмертный пони! Поддержать автора можно здесь. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, продолжение следует! #Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
10 месяцев назад
Церковь Косьмы и Дамиана находилась на Ильинской площади (пл. Челюскинцев, 14). Небольшой пятиглавый храм построен в 1686 году при митрополите Иоане Сысоивиче. Описание А.П.Крылова 1860г.: в восточной половине его была холодная церковь иконы Казанской Божией Матери; в тёплой церкви, которая занимала западную часть храма, два престола: на правой стороне - в честь Святых Бессребреников Косьмы и Дамиана и на левой стороне - во имя трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. В приходе Космодемьянской церкви в 1646г. записан священником Карп Трофимов, там же проживали его сын, иконописец, Федор Карпов, и внук, знаменитый ярославский мастер Федор Федоров. В XIX веке храм подвергался значительным переделкам, в том числе расписана. Летний храм прихода был разобран в 1930 г., зимний в 1982г. В 1985 году от церкви осталось немного: портал и трапезная, в котором сделали продовольственный магазин, метко названный жителями города "Лощенковский" или "У Федора". Сейчас там находится гостиница "Парадная" с рестораном "Бульвар". #ГостиницаПарадная#ЦерковьКосьмыиДамиана#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
9 месяцев назад
Церковь Николы Надеина — первый посадский храм Ярославля, с него началась история знаменитых ярославских храмов «золотого» XVII века, во многом он послужил для них образцом, ориентируясь в свою очередь на Спасский собор одноименного монастыря. Храм строился в 1621-1622 гг. на средства и по заказу одного из самых богатых людей не только Ярославля, но и всего государства Епифания Андреевича Светешникова, по прозвищу Надея. Надея Светешников - ярчайший представитель русского торгового мира первой половины XVII века. Пожалованный в 1613г. в чин гостя за помощь ликвидации Смуты и воцарения династии Романовых, он стал торговым агентом царя Михаила Федоровича по закупке товаров для его обихода. В обеспечении построенного им храма Светешников завещал доход с девяти лавок в Ярославле. Это мирское имя, Надея, и вошло в привычное теперь название церкви. Надеинский храм был воспринят как своеобразный памятник Смуте и той роли, которую сыграл Ярославль в освобождении страны от польско-литовских интервентов. Главный престол каменной церкви был освящен во имя Николая Чудотворца, а не Благовещания Богоматери, как в предшествующем деревянном храме. Николо-Надеинская церковь была четырехпрестольной. Первым из ее приделом в 1621г. был Благовещенский, устроенный в память о прежнем деревянном храме, он стал домовым храмом семью Светешниковых. В его подклепе в 1644г. был похоронен Епифаний Светешников. В память о даре в 1622 г. церкви царем Михаилом Федоровичем риз и воздухов, шитых золотом и серебром и низанные жемчугом, с разными святыми изображениями, и в честь небесного покровителя царя в Николо-Надеинском храме был устроен придел Михаила Малеина. Южный придел, освященный в честь Александра Свирского, был возведен в 1695г. Интерьер церкви расписан в 1640 г. артелью мастеров во главе с костромичем Любимом Агеевым. Тема росписи — житие и деяния св. Николая Чудотворца. Это первый и единственный в Ярославле стенописный ансамбль I половины XVII века, ныне находящийся под записью 1882 г. Иконостас центрального храма не имеет аналогов в ярославском искусстве. Он сделан в 1751 году в редком для Ярославля стиле барокко по рисунку и при участии основателя русского общедоступного национального театра ярославца Федора Волкова, который был прихожанином этой церкви. За иконостасом, в глубине алтаря, хорошо просматривается великолепная резная надпрестольная сень (1736 г.). Церковь Николы Надеина открыта в летнее время как музейная экспозиция. #ЦерковьНиколыНадеина#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
9 месяцев назад
Примеры не особо щепетильного отношения к чувствам верующих имели место и в годы царизма. В качестве примера можно привести историю захвата городскими властями территории, на которой издавна размещались церкви Леонтьевского прихода: церковь во имя святого Леонтия Ростовского (1635 г.) и храм Рождества Христова, построенный в 1688 году на средства купца Ивана Мякушкина. Произошло это в 1778 году после утверждения императрицей Екатериной II генерального плана новой регулярной застройки Ярославля. В соответствии с этим планом, перспективный участок (сейчас здесь находится мэрия г. Ярославля), издревле имеющий культовую направленность, предполагалось перепрофилировать под решение более насущных задач, а именно - для размещения резиденции вице-губернатора. Во исполнение высочайшего решения Леонтьевский приход в Земляном городе пришлось упразднить, а церковные здания разобрать. В дальнейшем из полученных таким образом стройматериалов с божией помощью воздвигли новый храм. Местом его новой дислокации стало только что учрежденное городское кладбище по дороге на Углич, а днем торжественного освящения - 23 мая 1791 года, день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского. В состав новой церкви вошли теплая трапезная с двумя боковыми помещениями для приделов, главный храм, алтарь и колокольня высотой 8 сажен. Несмотря на то, что это уведет нас несколько в сторону, давайте все-таки уделим некоторое внимание человеку, который дал свое имя и «переехавшему» храму и раскинувшемуся вокруг него самому известному городскому кладбищу. О Леонтии Ростовском в точности известно довольно мало. Но, несмотря на это, а может - именно поэтому, он относится к числу самых почитаемых русских святых. Карьера Леонтия в качестве ростовского епископа началась в 60-х или 70-х годах XI века. Его предшественники на этом посту Феодор и Иларион потерпели полное фиаско в деле обращения местных жителей из славянских и финно-угорских племен в христианскую веру. Ростовские язычники чувствовали себя вполне комфортно в рамках своей собственной космогонии и были абсолютно не склонны ее менять на какую-то чужеземную, к тому же без видимых на то причин. Расписавшись в собственном бессилии, неудачливые проповедники ретировались, предоставив Леонтию прекрасную возможность продемонстрировать свой класс. Что он через некоторое время и сделал. Он рассудил так. Поскольку с возрастом люди теряют способность к восприятию новых идей прогрессивного характера, следует взяться за их детей – влить, так сказать, «молодое вино в новые мехи». Он организовал в пригороде Ростова что-то вроде детского лагеря, где стал смущать своими проповедями неокрепшие детские души, для убедительности сопровождая лекции импровизированными обедами. В меню входили кутья из пшеницы, мед и другие популярные блюда. То ли речи были убедительными, то ли кутья сладкой, но мало-помалу молодежь стала отходить от своих языческих наклонностей, что естественно не могло пройти мимо внимания их дремучих родителей. В один прекрасный день они, потеряв терпение, взялись за ножи, топоры и другое «дреколье» (а что бы вы сделали на их месте?) и с недвусмысленными намерениями направились прямо к логову смутьяна. Все могло бы закончиться самым печальным образом, если бы не самурайская твердость духа и олимпийское спокойствие ростовского святителя. Облачившись на всякий случай в чистое, с каменным лицом и крестом в руках он не спеша выдвинулся на передовые позиции и стал хладнокровно поджидать гостей, лица которых были далеки от выражения дружеских чувств. Такое нестандартное поведение в типовой ситуации привело собравшихся в некоторое замешательство, используя которое преподобный быстро перехватил инициативу. С чувством произнеся исполненное благодати слово божие, он внес в межкультурный конфликт окончательный перелом, после которого впору было открывать запись для желающих креститься. По материалам книги А. Уткина "Опыты осмысленных перемещений в пространстве" #ЛеонтьевскаяЦерковь#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
9 месяцев назад
Не остался в стороне от модных веяний и собственный дом архитектора Григория Саренко на Голубятной (ныне Терешковой). Перестроив старинный особняк, он превратил его в своеобразный манифест любимого им модерна. Здесь архитектор жил с женой – Надеждой Крохоняткиной, представительницей старинного ярославского купеческого рода, и четырьмя детьми. Дом этот всегда был полон друзей – ярославских инженеров и литераторов, актеров, врачей, юристов. Григорий Васильевич был человеком открытым, жизнерадостным и невероятно одаренным: писал стихи, играл на любительской сцене, прекрасно играл на скрипке. В семье Саренко всегда царила атмосфера творчества. Дед архитектора был профессором медицины и выдающимся музыкантом, дружившим с самим Мусоргским. Отец преподавал в Демидовском лицее, а сестра Григория Васильевича была пианисткой и вместе с мужем Дмитрием Кучеренко открыла в Ярославле первую музыкальную школу. Будучи человеком в высшей степени интеллигентным, Григорий Саренко всю жизнь оставался верен раз и навсегда избранным принципам. После революции он, как и многие из его коллег, был воодушевлен революционными лозунгами создания «городов будущего, где не будут забыты ни красота, ни здоровье трудящихся масс». Возглавив отдел благоустройства при Горисполкоме, Саренко руководил работой по созданию генерального плана «Нового Ярославля», по его проектам возводились жилые дома для рабочих Автозавода и фабрики «Красный Перекоп». За уровень бытового комфорта и нарядный декор этих первенцев советской архитектуры в народе называли дворцами. При этом дом архитектора уже давно подвергся «уплотнению», превратившись в многолюдную коммуналку. Сам Саренко из-за дворянского происхождения в 1925 году был причислен к категории «лишенцев» – лиц, у которых советская власть в силу их «нетрудового» прошлого отбирала не только избирательные, но и многие другие права. Смелые градостроительные проекты первых послереволюционных лет все чаще оказывались утопией, не совпадая с задачами правящей партии. В конце 20-х годов государство провозгласило курс на тотальную коллективизацию быта и возведение дешевого жилья казарменного типа. С такой позицией власти Г. В. Саренко не смог примириться, резко критикуя строительство жилого комплекса Резинокомбината на проспекте Шмидта (ныне Ленина). По его мнению, эти дома напоминали конюшни и не должны были предназначаться для жизни людей. В 1935 году по обвинению в «контрреволюционной деятельности» архитектор был арестован и приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года. В дело пошли и кратковременное членство архитектора в кадетской партии, и друзья с «нерусскими» фамилиями, и даже написанные им когда-то стихи, в которых рьяные следователи старательно искали крамолу. Страшные 30-е годы обесценивали все: талант, порядочность, десятилетия преданного служения делу. Блестящая некогда судьба обернулась трагическим фарсом: сосланный в далекий Чимкент 60-летний архитектор вынужден был зарабатывать на жизнь игрой на скрипке. Еще до окончания срока Григорий Васильевич был осужден вторично, а вскоре родные перестали получать его письма. Лишь спустя полвека ярославской исследовательнице Марине Беловой удалось выяснить страшную правду: в феврале 1938 года Григорий Васильевич был расстрелян. Человеческая память изменчива, а история бывает бессмысленно жестока. И все же настоящие шедевры живут веками. Беспристрастные архивы и старинные улицы сохранили для нас четкий почерк мастера, посвятившего Ярославлю энергию и талант. Творения Григория Саренко по-прежнему актуальны, осеняя Ярославль отблесками ушедшей навсегда эпохи, удивительной, как и рожденный ею стиль модерн. По материалам книги А.Уткина "Опыты осмысленных перемещений в пространстве" #ГригорийСаренко#ДомАрхитектора#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
9 месяцев назад
Деревянный храм Сретения Господня, давший название Сретенской сотне, упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 и 1646 годов. Каменная двухэтажная Сретенская церковь с приделом Стефана Сурожского была построена в 1685 году «на иждивение» ярославского купца Павла Якимова Денисовского. На близком расстоянии от западного фасада холодной церкви находилась зимняя, освященная во имя Знамения Богоматери (празднование 10 декабря). Дата ее сооружения неизвестна, но в 1819 году храм разобрали и на его месте построили новый, примыкавший к галерее летней церкви. Холодный храм дважды подвергался капитальным переделкам. В 1833 году «за ветхостью» он был перестроен и обращен в одноэтажный — при этом холодная и теплая церкви составили общий ансамбль, слившись в «один благолепный храм». Придел Стефана Сурожского был перенесен в теплую церковь. Второй раз храм капитально перестроили уже в 1891-1895 годах по проекту архитектора Николая Ивановича Поздеева на средства ярославского промышленника Ивана Николаевича Дунаева. В алтаре новой церкви был освящен еще один престол — во имя великомученика и целителя Пантелеимона (память 9 августа). Освящал обновленный храм 2 февраля 1896 года архиепископ Ионафан (Руднев). Фасады храма были выполнены в русском стиле с характерной для него узорчатостью кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы В приходе Сретенской церкви особым почитанием пользовались иконы Сергия Радонежского и мученика Христофора. Празднества им значились и в городском месяцеслове. Прихожанами также чествовался как чудотворный храмовый образ «древнего письма» Стефана Сурожского, перед ним часто служили молебны, «особенно в случаях болезней младенцев». Ансамбль колокольни Сретенской церкви состоял из 18 колоколов — от благовестника в 357 пудов до зазвонного в 1 пуд. В Сретенской церкви была прекрасная акустика. Именно здесь в 1918 году организовал свою певческую капеллу композитор и мастер церковного пения священник Василий Зиновьев. Хор Зиновьева пел здесь до 1925 года. Здесь же и отпевали отца Василия. Сретенский храм закрыли в 1929 году. В советский период в храме находилось производственное швейное объединение «Ярославль». В 1994 году храм возвратили Русской Православной Церкви. #СретенскийХрам#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
9 месяцев назад
Гостиный двор был построен на месте рыночной площади, появившейся в центре города после сравнивания земляных валов между Власьевской и Угличской башнями. Решение о его строительстве было принято в 1813 году постановлением Городской думы, в котором говорилось о необходимости возведения лавок для удобства торговли местных и приезжих купцов, связанной с усилением экономического развития города. Ансамбль зданий Гостиного двора был построен по проекту архитектора Петра Яковлевича Панькова. Существуют предположения, что при проектировании корпусов Паньков консультировался с Карлом Росси, но есть мнение о том, что автором выступил сам Росси, работавший в данный период времени в Тверской губернии. Первоначально ансамбль Гостиного двора занимал целый квартал и состоял из двух замкнутых четырёхугольных одноэтажных корпусов с открытыми галереями и круглого центрального павильона с глубоким двухъярусным портиком на главном фасаде (ротонды). Ротонда пострадала при пожаре в 1831 году и была отстроена заново. В 1911 году западная часть северного корпуса была заменена новым 2-этажным зданием, построенным в стиле неоклассицизма. Другой, южный корпус, был разрушен в результате артиллерийских обстрелов города Красной армией в 1918 году, в 1930-е годы на его месте было построено здание государственного банка. #ГостиныйДвор#ПетрПаньков #Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
10 месяцев назад
Ильинская церковь считается историками самой древней церковью Ярославля. Как повествует «Сказание о построении града Ярославля», в 1010 году Ярослав поборол лютого зверя и «насельников» Медвежьего угла и решил закрепить победу меча крестом. Для этого вынес Ярослав на следующее утро из шатра икону Богоматери, поставил на берегу Волги и повелел строить в этом месте церковь пророка Илии и «град созидати». Почему именно Ильи? Да потому, что в этот день, 2 августа, Ярослав Мудрый и победил «зверя», хотя, вполне возможно, назвал князь церковь, вспоминая своего первородного сына Илию. На протяжении многовековой истории деревянная Ильинская церковь в Ярославском кремле (Рубленом городе) не раз сгорала в пожарах или разрушалась от ветхости, но вновь восстанавливалась на том же месте. В XVII веке храм уже был двухпрестольным: сохранился серебряный напрестольный крест с изображением Ильи Пророка и Тихона Чудотворца — вклад прихожан 1681 года. Для отличия от находившейся поблизости, в Земляном городе, другой Ильинской церкви, Ильинский храм в кремле стали называть Ильинско-Тихоновским. В 1694 году на средства прихожан возведено каменное здание Ильинско-Тихоновской церкви с 20-метровой колокольней над входом. В трапезной обустроен тёплый придел в честь Тихона Амафундского. Ильинско-Тихоновский храм имел малочисленную паству. В 1731 году, например, в церковь ходило всего 100 человек, для «солидности» к ним даже приписали вольнонаемную пожарную дружину. Вот так и получилось, что Ильинско-Тихоновский храм, один из немногих в Ярославле храмов, был «ружным», то есть живущим на «ругу» – ежегодное содержание казны. На содержание храма из таможенных доходов государство тратило аж 10 рублей в год. Активное участие в возрождении первой ярославской церкви принял статский советник Михаил Алексеевич Ленивцев в 1824г. Он воззвал к совести и мошне прихожан, сделав первое пожертвование в пользу храма-«бюджетника». Взялись за дело дружно, но по старой русской традиции строительство застопорилось из-за нехватки средств. Очередной жертвователь появился лишь через несколько лет – бывший содержатель ярославского «питейного откупа», а позднее московский купец первой гильдии Алексей Ульянович Атрыганьев, пожертвовал 20 тыс.руб. Завершилось строительство Ильинско-Тихоновского храма лишь через несколько лет, заняв высокую должность губернского архитектора, Петр Яковлевич Паньков в 1825 году перестроил и старейший храм города, придав ему вид зрелого классицизма – портики с греческими колоннами. В верхнем этаже — летняя церковь в честь Илии Пророка, в нижнем этаже — тёплая в честь Ярославской иконы Божьей Матери с двумя приделами: левым в честь святого Тихона Амафунтского и правым в честь Архистратига Михаила. Над западным фасадом храма возвышались две небольшие башни, «из которых одна служит колокольнею, а другая ризницею. 1918 году церковь сильно пострадала при артиллерийском обстреле Ярославля коммунистами. После захвата ими власти храм был закрыт. В 1924 году у них возникла идея разместить в храме музей вождя революции, в связи с чем разобрали две боковые башни и главу, но затем передумали. В 1998 году Ильинско-Тихоновскую церковь передали Ярославскому художественному музею. В 2010 году на куполе храма восстановили главу с крестом.  Сейчас в этом здании находятся реставрационные мастерские. #ИльинскоТихоновскийХрам#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
10 месяцев назад
С левой стороны Большой Октябрьской, при пересечении ее с улицей Чайковского, сохранилось небольшое здание последней четверти XVII в., принадлежавшее в конце XIX в. адвокату Иванову. Это здание является редким образцом частного жилого дома средневекового Ярославля. Дом Иванова стоит на высоком подклете, отделанном внутри белым камнем. Подклет выполнял функцию склада, в котором хранились товары владельца дома. В плане здание представляет собой прямоугольник с очень небольшим числом жилых комнат. Характерны обширные сени – парадная приемная, перерезающая дом от одного фасада до другого. В жилые покои можно было подняться по лестнице, примыкающей к основному объему дома. Снаружи здание декорировано лопатками, отвечающими капитальным стенам и подчеркивающими на фасаде расположение внутренних помещений. По верху идет городчатый карниз, под окнами протянут ребриковый поясок. Окна украшены несложными, но красивыми наличниками. Дом окружен богатой растительностью и его легко спутать с дачей. Веет теплый ветерок. Солнышко смеется. Птиц весёлых говорок Звонкой песней льется. Засветился кисти цвет Трепетной сирени, Словно соткан яркий свет В серебристой тени. Распустились бубенцы,- Ландыши- горошки, В каплях жемчуга венцы,- Листики- ладошки. В скрытых дымкою садах Яблони-красотки. В белоснежных кружевах Лепестки-обертки. Вновь зарделся первоцвет В переливах света,- Словно пламенный привет Солнечного лета. В настоящее время отреставрированное здание занято одним из отделов Департамента культуры Ярославской области. #ДомИванова #ПешеходноеПутешествие#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца
10 месяцев назад
Теплый храм, посвященный явлению иконы Тихвинской Богоматери, возвели в 1686 году с южной стороны от уже построенной шестью годами ранее холодной церкви Николы Мокрого. Известно, что обоим этим храмам предшествовали деревянные церкви, которые стояли на территории Спасской слободы Ярославля задолго до этого. Ктиторами строительства, то есть благотворителями, выделившими деньги на возведение новой церкви, стали купцы ярославской гостиной сотни Клим и Семен Лузины. Задачей архитекторов и строителей было создать из двух храмов гармоничный, красивый архитектурный ансамбль. И, нужно сказать, с они с этим вполне вправились. Теплую церковь сделали по пропорциям сходной, но в отдельных элементах отличающейся от холодного храма. Она получилась небольшой по размерам, именно такой, какую удобно протопить в холодное время года. Спустя восемь лет после постройки, в Тихвинской церкви освятили придел, посвященный святителю Василию Великому, архиепископу Кесарийскому. Тихвинская церковь – невысокий одноглавый храм. Его отличительная особенность в том, что он не имеет абсидного алтарного выступа, то есть его восточная стена - прямая. На квадратной абсиде, на небольшом постаменте, так называемом «трибуне», установлена маленькая декоративная главка, покрытая цветной чешуйчатой черепицей. А на кровле расположен стройный двухярусный барабан. Кроме того, этот храм имеет длинную приземистую трапезную и притвор. Увенчанное шатром крыльцо было пристроено к церкви в 90-е годы XVII века. Как и у соседнего храма Николы Мокрого, притвор церкви богато декорирован поливной многоцветной керамикой. Но в Тихвинском храме керамические плитки сохранились лучше. Таких пышных украшений не имеет сегодня ни один ярославский храм. Яркие, цветные изразцы покрывают его стены снизу доверху, словно настоящий ковер. Шатер тихвинского притвора также покрыт поливной черепицей. Тихвинская церковь – действующий православный храм, относящийся к Николо-Мокринскому приходу. Здесь существует два алтаря. Главный престол освящен в честь Божией Матери, а престол малого алтаря – в честь святителя Василия Кесарийского. #ТихвинскаяЦерковь #Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
10 месяцев назад
Николо-Мокринская церковь была главным приходским храмом протяжённой Покровской слободы. По преданию, в языческие времена на этом месте пребывало древнее святилище Мокоши, один из булыжников которого использовался при переоборудовании церкви. В XVI веке в пойме Которосли между ручьями Сомовым и Паутовцем стоял деревянный храм, сгоревший в 1658 году во время большого пожара в Ярославле. Нынешний храм был построен между 1665 и 1672 годами на средства купцов Астафия Лузина, Андрея Лешина и горожан Фёдора Выморова и Степана Тарабаева. Главный храм освятил 14 июня 1672 года митрополит Иона Сысоевич. Каменная церковь Святителя Николая с пятью главами построена по образцу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но по пропорциям ей уступает. Боковые часовни увенчаны шатрами. Однако механическое повторение объёмов не создавало тонкой картины. Отчасти это связано с отсутствием высоких боковых притворов в Никольской церкви, отчасти с огромной колокольней, несимметрично связанной с северо-западным углом четырёхугольника. Изразцовые плато в апсидах в целом повторяют барочные формы обрамления окон Коровницкого храма, но намного меньше по размерам, но западный портик, пристроенный в 1680—1690-х годах, гораздо богаче убранством. С ним может поспорить только соседний зимний храм Тихвинской иконы Божией Матери. Галерея, традиционная для церквей XVII века, была сделана так, чтобы зимой её можно было закрывать рамками. Росписи церкви Святителя Николая выполнены в 1673—1674 годах на средства прихожан. Как видно из прошения Семёна Лузина царю Алексею Михайловичу (1675), в работе участвовали мастера из Ярославля и Костромы во главе с Гурием Никитиным: Логин Сидоров, Ермолай Фёдоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Фёдор Савин, Андриан Иванов, Семён Козлов, Карп Михайлов Дмитрий, Фёдор Карпиев и Василий Ананьин. В XIX веке картины в храме дважды обновлялась — в 1853 году, а затем в 1895—1896 годах московскими художниками Чириковым и Епанешниковым под патронатом Московского археологического общества. В 1970—1980-х годах велись реставрационные работы на фресках Алексеевского и Варваринского приделов. В конце XIX века Николо-Мокринская церковь была передана военному ведомству и с 1892 года являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка. В результате артиллерийского обстрела города коммунистами в 1918 году приходским церквям был нанесён урон: были пробиты колокольня, главы и приделы. Частичная реставрация проводилась в 1919—1920 годах. Храм был закрыт в 1920-х годах. С 1930-х использовался как склад. В 1992 году храм возвращён Русской православной церкви. #ЦерковьНиколыМокрого #Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
10 месяцев назад
Этот храм без сомнения видел каждый россиянин - изображение церкви помещено на оборотной стороне 1000-рублевой купюры, выпущенной в обращение в 2001 году. Это храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково (1671-1687 гг.) Иногда приходится слышать о том, что этот уникальный храм увенчан сразу пятнадцатью куполами. На самом деле каждый из приделов и главный храм имеют отдельные пятиглавия. Что, однако, нисколько не умаляет красоты строения. Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приемы декора русской архитектуры XVII века, среди которых главное место занимает фигурный кирпич. Для его изготовления по разрешению царя Алексея Михайловича от 29 июня 1671 года на казенных землях в Толчковской и Коровницкой слободах были построены специально два кирпичных завода. Разнообразие форм фигурного кирпича, использованного при постройке храма, огромно - разнообразные бусины, розетки, валики, косички, колонки разных размеров и форм, дыньки, кокошники и т. д. Изощренная каменная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами. Внутренние росписи не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов (более полутора тысяч) и относятся к лучшим образцам русского искусства XVII века. Храм расписывала ярославская артель из 16 художников. Руководили артелью известные ярославские знаменщики Дмитрий Григорьев Плеханов и Федор Игнатьев. В настоящее время храм входит в состав Ярославского музея-заповедника и используется как объект музейного показа. Храм открыт для посещений с мая по октябрь с 10.00 до 17.00 (обед с 13.00 до 14.00, выходные – понедельник, вторник, дождливые дни). #ХрамИоаннаПредтечи #Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца#ПешеходноеПутешествие
10 месяцев назад
В середине XVII века к городу подступало страшное бедствие Средневековья — эпидемия чумы. Чтобы спасти жителей города, ярославское духовенство направилось к южной границе Ярославля, где молитвами пыталось остановить болезнь. Неизлечимая болезнь отступила. В 1655 году ростовский митрополит Иона Сысоевич поставил «у врат града Ярославля, для его сохранения», трёхметровый крест (Распятие с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником) в память об избавлении города от неизлечимой болезни. Место это с древних времён носило название Поклонная гора, здесь находилась самая высокая точка при въезде в Ярославль. Как писал этнограф, фольклорист и археолог Николай, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Позже на этом месте была построена деревянная часовня. В 1677 году рядом с часовней крестьянами Спасского монастыря была построена и освящена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Возле неё в конце столетия возникли два села. Потом они объединились в крупную деревню, названную Крестобогородской (или просто Кресты). Позже в обиходе ярославцы так же стали называть церковь. В 1760 году (по другим данным, в 1738 — возможно, это год начала строительства) на средства богатейшего ярославского купца Дмитрия Затрапезнова была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Главный престол в летнем храме был посвящён Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии переименован во имя Филиппа, митрополита Московского. Часовня, в которой находился крест 1655 года, в 1760 года также стала каменной — она примкнула к северному фасаду летнего храма. В 1817 году к часовне с востока пристроили алтарь, а с запада — трапезную, и она была превращена в третий придел храма, освящённый в честь Животворящего Креста. В советское время Крестобогородская церковь никогда не была закрыта, и в ней продолжались богослужения. В 1989—1994 годах на средства прихода и областного бюджета церковь была отреставрирована, с запада к храму во всю его ширину пристроена паперть. #КрестобогородскаяЦерковь #ПешеходноеПутешествие#Ярославль#СтолицаЗолотогоКольца
10 месяцев назад