Найти тему
Александр Адамский: «Авторская школа – это уникальное произведение, которое не подлежит тиражированию»
Продолжаем разговор с научным руководителем Института проблем образовательной политики «Эврика» Александром Адамским об эволюции учительства. Первую часть читайте здесь. – В чем главное отличие постсоветского учителя от советского, учитывая, что период после распада СССР длится уже больше 30 лет, и за это время произошли не только кардинальные изменения в образовательной политике, но вместе с ними трансформировалась и учительская профессия? – Я думаю, что такого единого понятия, как «советский учитель, не существует...
1 неделю назад
О профессиях через кино: четыре документальных фильма о космосе и космонавтах
Одна из самых привлекательных и романтических профессий для детей – профессия космонавта. Попробуйте отыскать мальчишку, который не мечтал бы о полёте в космос. Да и не только мальчишки хотят стать космонавтами. В этой подборке автора телеграм-канала «Как ты всё успеваешь?» и эксперта проекта «Кинопедагогика» Нины Добрынченко-Матусевич – четыре документальных фильма о том, какой путь нужно пройти, чтобы стать космонавтом, о фантастических мечтах и реальной работе, о жизни энтузиастов в космонавтике и деятельности Московского Планетария...
1 неделю назад
Почему задачи столетней давности так и остались не решенными
Недавно в Высшей школе экономики состоялся семинар на тему «Российское учительство: путь перемен за 30 лет». Попытки внести изменения в систему образования на последнем этапе существования СССР начались в 1984 году: это была известная реформа, которая вошла в историю под названием «черненковская». Благодаря педагогам-новаторам, манифесту «Педагогика сотрудничества», созданного Симоном Соловейчиком; «Учительской газете» под руководством Владимира Матвеева, ВНИК «Школа» во главе с Эдуардом Днепровым;...
1 неделю назад
Театр, медиа и образование: синтез искусств или «лебедь, рак и щука»?
Что объединяет театр и педагогику? Нужно ли медиапедагогу вести социальные сети? Как вовлечь детей в образовательную медиадеятельность? Эти и другие вопросы магистрант МГПУ направления «Образовательная медиадеятельность» Ксения Силина в рамках подготовки к выпускной квалификационной работе обсудила с актёром театра и кино, продюсером канала «Образователи» и преподавателем МГПУ Егором Вадовым. – Егор, сегодня вы посвящаете себя не только актёрской деятельности. В частности, в МГПУ вы преподаёте в...
1 неделю назад
Что произошло в образовательной политике с 31 марта по 6 апреля 2025 года
Институт «Эврика» каждую неделю публикует контент-анализ медиасферы по направлению «Образовательная политика». Предлагаем вспомнить, что случилось на прошлой неделе. 2.04. Президент России Владимир Путин поручил создать комплексную систему повышения квалификации инженеров и технических специалистов госкорпораций и предприятий. Перечень поручений по итогам заседания Совета при президенте по науке и образованию, прошедшего 6 февраля, опубликован на сайте Кремля. 2.04. Президент России Владимир Путин...
2 недели назад
Евгений Гришковец: «Счастливый школьник – это задача государственной важности»
«Два-три года взрослой жизни – это мгновения в отличие от школьных лет, которые сравнимы с тектоническими сдвигами», – это цитата из выступления известного писателя, драматурга и актера, а в прошлом – учителя русского языка Евгения Гришковца, который стал специальным гостем XIX Педагогического марафона, прошедшего в конце марта на площадке главного корпуса Московского городского педагогического университета. Евгений Гришковец поделился воспоминаниями о школьных годах и трудностях преодоления дислексии в советской школе...
2 недели назад
От Конфуция к Выготскому, или Путешествие в Малайзию и обратно
Ожидание поездки – самая волнующая часть подготовки к путешествию, а в некоторых случаях и интереснее самого путешествия, увы. Совсем другая история случилась у меня со стажировкой в Малайзии. Я к ней относилась по принципу Даниила Гранина. Свое путешествие в Австралию, которое легло в основу книги «Месяц вверх ногами», он заранее не афишировал, ни с кем не обсуждал, а если уж был вынужден говорить о нем до своего отъезда, то делал это неохотно и немногословно. У меня получилось так же в силу загруженности на работе и постоянной текучки дел перед отъездом...
3 недели назад
Максим Пратусевич: Последняя инновация в системе образования – это классно-урочная система Яна Амоса Коменского
В эпоху, когда искусственный интеллект переписывает правила реальности, а информация обесценивается быстрее, чем создается, где место человека? Как школе сохранить свою роль в мире, где уроки теряют ценность, а смыслы растворяются в цифровом шуме? Об этом на I Международной научно-религиозной конференции в образовательном центре «Сириус» говорил Максим Пратусевич, директор легендарного Президентского физико-математического лицея № 239 (г. Санкт-Петербург), член президиума Совета по науке и образованию при Президенте РФ, заслуженный учитель РФ...
1 месяц назад
О профессиях через кино: подборка фильмов про людей, работающих с животными
Кинематограф часто обращается к теме взаимодействия человека и животных, рассказывая о различных профессиях, связанных с этой сферой. В сегодняшней подборке автора телеграм-канала «Как ты всё успеваешь?» и эксперта проекта «Кинопедагогика» Нины Добрынченко-Матусевич – фильмы о людях с огромной душой и добрым сердцем, которые заботятся о наших хвостатых братьях. Значительная часть действия отечественного мелодраматического мини-сериала происходит в клинике «ЗвероВита», а главный герой – не просто доктор, а ветеринар...
1 месяц назад
Жалость, пафос и неловкость: как по-человечески говорить с детьми об инклюзии
Ольга Давыдова, журналистка, педагог-психолог Центра толерантности Еврейского музея специально для «Вестей образования» рассказывает, как научить детей (и заодно себя) говорить об особенностях по-человечески – без героизации, но и без отчуждения. Продолжим обсуждение на сессии Центра толерантности «Инклюзия: человечность как новый язык» на Московском международном салоне образования 6 марта. Приходите и подключайтесь онлайн! Подробности. Ребенок замечает, что кто-то отличается, и спрашивает: «А почему у него руки / ноги / глаза такие?»...
1 месяц назад
Предметы по выбору или по инерции?
21 января в Центре экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС состоялся экспертный семинар «Практика формирования образовательно-предпрофессиональных траекторий детей». В своем докладе кандидат экономических наук Алексей Тищенко проанализировал структуру и динамику профильного обучения учащихся старших классов с учётом региональных различий. С одной стороны, отмечен значительный рост охвата старшеклассников обучением в профильных классах и группах, в том числе в сельских школах...
1 месяц назад
Похвала, конфета или звание президента класса: как мотивировать детей им на пользу
Одни говорят: «Детям нужна похвала!», другие уверены: «Хочешь, чтобы убрался в комнате – пообещай что-нибудь». А кто-то придерживается метода «никаких наград – пусть учится ради знаний, жизнь вообще сложна». Правда, как и всегда, где-то посередине. Вместе с педагогом-психологом Центра толерантности Еврейского музея и ведущей канала Давай по-человечески Ольгой Давыдовой разберемся, какие виды поощрений действительно работают, почему одни мотивируют, а другие вредят, и как поощрять так, чтобы у детей не возникла «наградозависимость»...
2 месяца назад