Найти в Дзене
Подключите премиум‑подпискуЭксклюзивные публикации
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Картина Василия Сурикова "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем"
Для постижения замысла композиционного построения завершенного полотна «Покорение Сибири» необходимо, как и в случае с «Боярыней Морозовой», мысленно разделить картину диагональю. Этот прием, использованный самим Суриковым, служил ему инструментом проверки гармонии композиции. Левый нижний сектор при таком делении отведен казачьей рати, тогда как правый верхний — татарскому войску, обрывистому берегу и пейзажу. Подобно тому, как воздетый двуперстный жест Морозовой возвышается над диагональю, образующей...
6 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Картина "Крах банка" Владимира Егоровича Маковского
2 октября 1882 года Владимир Маковский занял пост старшего преподавателя в Московском училище живописи, сменив скончавшегося В.Г. Перова. Это событие ознаменовало начало масштабной педагогической деятельности, продолжавшейся практически до конца жизни мастера. Ведя натурный класс, он посвящал утренние часы живописи, а вечерние — рисунку. Особое значение Маковский придавал глубокому анализу натуры и точности передачи цветовых соотношений. Его наставление ученикам звучало как творческий манифест: «Рисовать следует кистью, ибо колорит и рисунок неразделимы»...
6 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Картина Андрея Петровича Рябушкина "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)"
В 1901 году Андрей Рябушкин создал две работы, ставшие ключевыми в его творчестве — «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» и «Едут». Написанные в период творческого расцвета, эти полотна ярко воплощают суть художественного метода мастера, раскрывая его уникальный подход к историческому нарративу. Сюжет «Свадебного поезда в Москве» Рябушкин выстраивает с опорой на исторические источники. Действие разворачивается на закате — время, традиционное для венчания. Художник изображает боярскую свадьбу: за санями с невестой мчится жених на породистом аргамаке, сопровождаемый скороходами...
6 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Биография Генри Фюзели, высказывания критиков о творчестве "художника крайностей"
Иоганн Генрих Фюссли, более известный как Генри Фюзели, появился на свет 7 февраля 1741 года в Цюрихе. Он стал вторым из 18 детей в семье швейцарского портретиста Иоганна Каспара Фюссли и Анны Элизабет Вазер. Отец, коллекционировавший произведения швейцарских мастеров XVI–XVII веков, привил сыну глубокое понимание искусства. Именно через него юный Фюзели познакомился с идеями Иоганна Иоахима Винкельмана и Антона Рафаэля Менгса — апологетов неоклассицизма, воспевавших античное наследие. Несмотря...
7 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Великая Среда в интерпретации Николая Ге и Питера Рубенса: диалог святости и предательства
Великая Среда Страстной недели обращает нас к евангельскому противостоянию двух судеб: кающейся блудницы, чей подвиг любви обессмертил её имя (Мф. 26:13), и Иуды Искариота, чьё предательство стало символом нравственного падения. Эти антиподы — святая, обретшая спасение через жертву, и апостол, променявший Учителя на сребреники, — встретились в Вифании за два дня до Распятия. Здесь грешница возлила миро на главу Христа, а Иуда заключил роковую сделку с первосвященниками. Мастер религиозной живописи...
7 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Осознаем ли мы масштаб творчества Сурикова? Переломный момент
Материал этой статьи основан на монографии поэта и критика Максимилиана Волошина (1877–1932). В своих записях Волошин вспоминал, как начал работу над книгой: «С Суриковым я познакомился в 1913 году, когда Игорь Грабарь предложил создать монографию о нём для издательства Кнебеля. Через общих знакомых я спросил Василия Ивановича: не против ли он моего подхода к искусству и готов ли поделиться биографическими материалами. Он ответил согласием, отметив: “Мне всегда хотелось найти книги о художниках, написанные так, как вы задумали...
7 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
«Притча о мудрых и неразумных девах» в интерпретации В. Боровиковского и Э. Липгарта
Согласно евангельскому сюжету, десять дев ожидают прибытия жениха ночью, чтобы присоединиться к брачному пиру. Пять мудрых запасаются маслом для светильников, тогда как неразумные пренебрегают этим. Когда жених приходит в полночь, неготовые девы пытаются одолжить масло, но получают отказ. Пока они ищут масло, дверь на пир закрывается, и жених отвергает их словами: «Не знаю вас». Притча подчёркивает необходимость духовной готовности к встрече с Божественным промыслом. Произведения Владимира Боровиковского...
7 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Великий понедельник Страстной недели: библейский сюжет и его воплощение в русской живописи
Для православных верующих наступление Страстной недели — время глубокого духовного осмысления. В Великий понедельник Церковь обращается к ветхозаветной истории о продаже Иосифа, сына Иакова, в рабство. Этот эпизод трактуется как прообраз предательства Христа Иудой Искариотом. Иосиф, один из двенадцати сыновей Иакова — родоначальников колен Израилевых, — был любимцем отца. Праведность и богоугодность юноши вызывали зависть братьев. Когда Иосиф поведал им вещий сон о своём будущем превосходстве, они решили убить его, но в итоге продали купцам-мадианитянам, отправившим юношу в Египет...
7 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Картина Андрея Рябушкина «Русские женщины XVII столетия в церкви»
В 1899 году Андрей Петрович Рябушкин создал одно из своих самых поэтичных полотен — «Русские женщины XVII столетия в церкви». Несмотря на скромный размер, композиция работы многофигурная. Художник, как и в «Сидении царя Михаила Федоровича», выбирает угол обзора слева, используя аналой вместо трона в качестве композиционного «входа». Иллюзию глубины создают оконные проемы с витражами и едва уловимое мерцание ликов святых на стенах, но при этом сохраняется камерность, почти домашняя атмосфера молитвенного действа...
7 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
«Боярыня Морозова» Василия Сурикова: история, которая заставляет сердце биться чаще
Василий Суриков, гений русской живописи, умел видеть драму в самых обычных вещах. Однажды он заметил ворону, сидевшую на снегу с раскинутым крылом, — черное пятно на белом фоне. Этот образ врезался ему в память, словно предчувствие будущего шедевра. Спустя годы он воплотился в «Боярыне Морозовой» — картине, где трагедия одной женщины становится зеркалом целой эпохи. На полотне, которое сегодня хранится в Третьяковской галерее, изображена опальная боярыня Феодосия Морозова. Её везут по московским...
7 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
"Птицелов" Василия Перова и "Любители соловьев" Владимира Маковского
Картина Василия Перова «Птицелов», представленная на академической выставке 1870 года, произвела сильное впечатление на начинающего художника Владимира Маковского. Вдохновившись работой мастера, спустя два года он создал «Любителей соловьёв» — полотно, которое искусствовед Владимир Стасов назвал «духовным продолжением» «Птицелова». Оба произведения критики единодушно отмечали за глубокое проникновение в русский характер, умение раскрыть поэзию в обыденности. «Перов и Маковский словно вели диалог:...
7 месяцев назад
Публикация доступна с подпиской
Дополнительные материалы к статьямДополнительные материалы к статьям
Андрей Петрович Рябушкин: «Московская улица XVII века в праздничный день»
Сравнительно быстро Рябушкин создал картину, которая принесла ему славу признанного мастера, — «Московская улица XVII века в праздничный день». Всего за два года, отделяющие эту работу от «Сидения царя Михаила Федоровича с боярами», художник значительно вырос: его мастерство стало глубже, а творческое развитие — стремительнее. Рябушкин задумал масштабное полотно, обобщающее черты русского народного быта. Для воплощения столь широкого замысла он выбрал не любимый им Новгород, а Москву — именно здесь требовалось развернуть действие...
7 месяцев назад