ИСТОРИЯ ПРО ЗАБЫТЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ (О ГОРЬКОВСКОЙ ДЕТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ (РУБРИКА "ЧТО Я ВИДЕЛ # 5) Чуть меньше ста лет назад в нашем городе сложилась интереснейшая ситуация. В 1929 году молодое советское правительство закупает у США оборудование для строительства Горьковского автомобильного завода и запускает производство, что, естественно, не проходит бесследно для градообразования. В состав Горького включается множество населенных пунктов (мало кто знает, но, например, Канавино с 1918 по 1928 год было целым отдельным городом). Население растёт стремительными темпами, и часто инфраструктура попросту не поспевает за ними. Данные процессы и порождают удивительные явления, одним из которых являлась Горьковская ДЖД. Она строится в 1939 году для обучения юных железнодорожников. Строится всего за 5 месяцев, ведёт из Канавина в современный Автозавод и состоит из 4 станций. Расстояние - самое большое в СССР среди детских железных дорог за всю историю, составляет 9,1 км. Отправная ("Родина") и конечная - ("Счастливая") обзаводятся каменными вокзалами (и тот, и другой сохранились до наших дней, в последнем сейчас находится Дворец Бракосочетания Автозаводского района). Еще два - деревянные и легкоразборные. Как выглядела дорога - можно увидеть на схеме по карте 1965 года, составленной неизвестным энтузиастом. В первый же год ДЖД вызывает небывалый ажиотаж. В период с 1939 по 1940 год её пассажирами становятся примерно 100 тыс. человек. Трамвайные линии тогда были необычайно перегружены, о рейсовых автобусах и такси речи попросту не шло. Как следствие, народ ухватывается за эту удобную транспортную артерию. На руководство Детской железной дороги обрушивается жёсткая критика в прессе, его обвиняют в эксплуатации труда подростков. Ситуация выходила даже на всесоюзное обсуждение, но в 1941 году началась война и данные проблемы ушли на второй план, поскольку дорога попросту перестала работать в условиях военного времени и немецких бомбардировок. В 1946 году дорога возобновляет работу, но уже не имеет былого ажиотажа. В 1955 году начинают застраивать Ленинский и Автозаводский районы и материальную базу ДЖД постепенно начинают сокращать. В свою очередь, через 10 лет, в 1965 году и саму дорогу начинают разбирать в связи с плановой застройкой (по слухам, демонтаж был столь стремителен, что чуть не повлек за собой катастрофу, и только реакция юного машиниста помогла её предотвратить). Однако ДЖД не прекратила своего существования и функционирует и по сей день, хоть и в сильно усеченном варианте. Сейчас у неё имеется две станции ("Родина" и "Счастливая" (новая), на втором и третьем фото). Также построена новая станция под старым названием "Пушкино" (на четвертом фото), однако поезда до неё не ходят. Станция стоит в стороне в глубине частного сектора. Во время фотографирования я застал неизвестных граффитчиков, а еще в паре метров от меня, как говорится, в режиме "онлайн" через забор кто-то кинул дохлую кошку (видимо, не придумав ничего лучше во время проведения субботника). Но если с новыми типовыми станциями и старыми каменными всё понятно, то с точным пролеганием путей ДЖД и деревянными возникла проблема. Так, фото станции "Маяковского" в Сети существует всего одно. На нём нет какого - либо вокзала, а только бетонные платформы (см. фото 5). Находилась она примерно около современного "Муравья" на Заречке и каких-либо следов от неё не осталось. Другое дело - старая "Пушкинская". Её фото есть в Сети, напоминала она сказочный "Теремок" и где находилась - более-менее ясно (в районе улиц Лесной и Львовской). Также, очевидно, часть путей не была разобрана и функционировала ещё недавно - к примеру, в районе той же станции метро Заречная (фото 8). Есть подозрение, что по линии пролегания старого железнодорожного полотна на многих участках была попросту проложена теплотрасса (фото 9). В массе же своей от двух третей ДЖД образца 1965 года не осталось почти никаких следов. Вывод в данной истории я сделал для себя только один. Человеческая память необычайно коротка, и способна затереть даже самые необычные события в самы
10 месяцев назад