Можно ли освободиться от кармы? Прежде, чем ответить на этот вопрос, определим, что же такое карма. Карма - термин, пришедший из ведической культуры, который, в общем и целом, обозначает любую мирскую деятельность вообще. Однако, карма имеет и более сложное определение — всеобщий закон материального мира, согласно которому каждое живое существо получает воздаяние за свои греховные и праведные поступки. В физике есть третий закон Ньютона, который гласит: «каждое действие вызывает равное по силе противодействие». Этот закон, по сути, выражает закон кармы. Согласно ведическому мировоззрению, вечная душа — основа нашего «я» — живет множество жизней. Наши поступки в прошлых и в этой жизни создают сценарий жизни нынешней. В каждой из жизней одновременно происходят два процесса: во-первых, мы получаем последствия прошлых поступков (отрабатываем карму), во-вторых, формируем (нарабатываем) новую карму, совершая добродетельные или греховные поступки. Можно сказать, что карму мы отрабатываем, а судьбу творим. Иными словами, мы должны получить последствия наших прошлых поступков («кармические реакции»), но свободны в выборе, что делать и как поступать в настоящем. И все же подобное положение дел не устроит глубоко мыслящих людей. Издревле мудрецы задавались вопросом: «Можно ли освободиться от оков кармы?» Писания отвечают: «Да. Но это может произойти только по воле Всевышнего». В судебном законодательстве существует понятие амнистии — освобождения заключенных не на основании закона, а благодаря воле главы государства. Подобным же образом Господь говорит: «Тех, кто всем сердцем предался Мне, Я избавляю от всех грехов» (ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокш̣айиш̣йа̄ми; Бхагавад-гита, 18.66). Но следует помнить: человек освобождается от кармы в той степени, в какой обладает искренним стремлением посвящать себя Богу (йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте, та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам; Бхагавад-гита, 4.11). Поэтому в полной степени от кармы свободны только святые. Однако если даже крайне несовершенные личности просто пытаются служить Богу и Его возвышенным слугам (садху, вайшнавам), то Господь изменяет их судьбу (бхактаир бхакта-джана-прийах̣; «Шримад-Бхагаватам», 9.4.63). Даже незначительные и несовершенные попытки духовной жизни избавляют человека от множества бедствий, которые могли ждать его в будущем (тра̄йате махато бхайа̄т; Бхагавад-гита, 2.40). Но подлинно духовные люди служат Ему по велению сердца, а не с целью изменить судьбу, избавиться от проблем и т. п. В случае необходимости это приходит к ним само собой («Шримад-Бхагаватам», 11.20.32,33), но не интересует и не привлекает их («Шримад-Бхагаватам», 3.29.13). Кришна в Бхагавад-гите неоднократно призывает выйти за пределы уровня кармы и достичь уровня акармы, духовной деятельности, не порождающей мирских последствий и направленной на удовлетворение Всевышнего: «Партха, те, кто лишен мудрости, привлекаются витиеватыми словами раздела Вед под названием карма-канда. Превратно истолковывая ведические писания, они утверждают, что нет ничего превыше этого. Их сердца полны вожделения, их цель — достижение рая. Шрила Шридхар Махарадж объясняет: «В общем, можно считать, что в течение двадцати четырех часов после смерти душа (джива) попадает к Ямараджу. По прошествии года ее „дело“ рассматривается. Оценивается количество добрых дел и греха, ею совершенного, и ее спрашивают, что она предпочитает — сначала насладиться плодами добродетельных поступков или понести наказания за греховные? Существуют обычные случаи и особые случаи, срочные, подобно тому, как в суде существуют неотложные дела. Но тот, кто обрел связь с духовным учителем в традиции шуддха-бхакти (чистой преданности Кришне), не предстанет перед Ямараджем. Юрисдикция, в которой он находится, уже изменилась. Расчеты с ним будут вестись из мира Вайкунтхи, а не судом этого бренного мира, ведомством Ямараджа».
1 год назад