Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Пять британских художников. Кого смотреть в Эрмитаже?
Кристина Робертсон (1796–1854) — шотландская художница, прославившаяся изысканными портретами русской аристократии. Работала при дворе Николая I, создавая образы Романовых, подчеркивая роскошь костюмов и драгоценностей. Её стиль сочетал английскую сдержанность с русской пышностью. Многие работы хранятся в Эрмитаже. Несмотря на финансовые трудности, её наследие стало символом культурного диалога между Британией и Россией. Джордж Доу (1781–1829) — британский художник, создавший галерею портретов героев Отечественной войны 1812 года...
3 месяца назад
5,5 лучших англоязычных подкастов о Тюдорах
1⃣ Not Just the Tudors Профессор Сюзанна Липскомб обсуждает с историками всё подряд — от ацтеков до Шекспира, но неизменно возвращается к Тюдорам. Как и гласит слоган: «Не только Тюдоры, но уж точно и Тюдоры». 2⃣ Tudor History Для тех, кому человеческие истории интереснее сухих теорий.  Клэр Риджуэй, автор бестселлеров о Тюдорах, рассказывает о судьбах людей той эпохи. 3⃣ Renaissance English History Один из первых подкастов о Тюдорах. Каждую неделю ведущая Хизер Тейско разбирает какой-нибудь аспект жизни Англии XVI века...
3 месяца назад
Искусство откладывать роковые яйца
Все знают фразу, приписываемую кельнским богословам: “Эразм отложил яйцо, которое высидел Лютер”, и ответ мыслителя: “Не такую птицу ожидал увидеть”. В какой-то степени этот исторический анекдот применим и к отношениям Эразма с Генрихом и с английской культурой в целом. Идеи и труды Эразма запустили цепные реакции, которые кардинально меняли английский культурный ландшафт. Английское образование, английская реформация и английское искусство ему многим обязаны...
3 месяца назад
Бог границ и Эразм Роттердамский
Знали ли вы, что личной эмблемой Эразма Роттердамского был Терминус и что идеей этой эмблемы мыслитель обязан тем самым Стюартам? Бог границ стал символом ученого после того, как сын короля Шотландии Якова VI  Александр Стюарт (1493–1513) подарил Эразму античную гемму в благодарность за обучение. На гемме был изображен Дионис, но  Эразм решил, что это – Термин, и сделал его своей эмблемой в сочетании с девизом “Не уступаю никому” (“concede nulli”). Термин, покровитель пограничных камней и стелл,...
3 месяца назад
Эразм Роттердамский и Тюдоровская Англия
Fatum est series causarum Обычно ученым бессмысленно ехать в небогатую и не самую просвещенную страну, какой была Англия в начале XVI века. Как правило, мыслители не определяют политику, если, конечно, они не являются государственными деятелями. Однако события не всегда развиваются по наиболее вероятному сценарию. Поездки Эразма Роттердамского в Англию сделали его таким, каким мы его помним, а идеи прославленного гуманиста создали ту Англию, которую мы сейчас знаем. Fatum По воле случая и при участии...
6 месяцев назад
Женщины-художницы при английском дворе в XVI веке.
В XVI веке Англия переживала культурный расцвет, связанный с влиянием Ренессанса, однако для женщин путь в профессию оставался крайне сложным. Социальные нормы и ограничения гильдий, которые контролировали ремесла, практически исключали женщин из официального художественного образования. Тем не менее, отдельные талантливые женщины сумели проявить себя, особенно благодаря поддержке королевского двора и семейным связям в артистических кругах. Большинство женщин-художниц этой эпохи обучались в рамках семьи, где отец или брат были признанными мастерами...
7 месяцев назад
"Послы" Гольбейна
"Послы” – самый обсуждаемый анаморфоз XVI в. И в случае этой работы исследователей больше интересует не техника, а символика оптической иллюзии. Поначалу, когда “Послы” вернулись в Англию, объект на первом плане приняли за рыбью кость. Однако достаточно быстро опознали анаморфоз и определили его значение как вариант memento mori. Практически сразу этот символ связали с символикой распятия, висящего на дальнем плане, и предложили такую интерпретацию. Когда мы видим распятие, череп теряет узнаваемость, и наоборот, когда череп хорошо читается, распятия не видно...
8 месяцев назад
Томас Мор и карта-ребус
На этой неделе мы продолжим говорить об анаморфозе. Посмотрим как эта техника развивалась в Англии. Анаморфоз, безусловно, прижился на английской почве. Любовь к визуальным эффектам свойственна жителям туманного Альбиона. Ещё в XV в. было принято на фоне портрета имитировать материал стен, на которых он будет висеть, чтобы создать ощущение непосредственного присутствия изображённого человека. В начале  следующего столетия Томас Мор в качестве иллюстрации к своей “Утопии” заказал визуальный ребус – карту с зашифрованным изображением черепа...
8 месяцев назад
Типы анаморфозов, известные в XVI веке, и техники их создания, правильные и читерские
Типы анаморфозов, известные к XVI в., и техники их создания, правильные и читерские Расцвет этого типа изображений приходится на XVII–XVIII вв., тем не менее, и в XVI в. они были распространены достаточно широко. Сложилось несколько типов анаморфоза. Такой анаморфоз создавался либо с помощью сетки, состоящей из трапеций (Рис.1), либо с помощью примитивного проектора. Рисунок делался на прозрачной поверхности. Светильник располагался в предполагаемой точке зрения и обрисовывалась получившаяся на поверхности картины тень от линий изображения (Рис...
8 месяцев назад
Анаморфозы XVI в. Магия или побочный продукт изучения перспективы?
Само слово “анаморфоз” происходит от греческого “трансформация”. И появилось оно только в начале XVIII в. Художники XVI в., создававшие анаморфические изображения, так свои работы не называли. В результате у специалистов есть повод развлекаться бесконечными спорами о том, является ли та или иная работа анаморфозом. Разобраться в этом многообразии мнений можно только ясно понимая природу этого визуального трюка. Насколько нам известно, в европейском искусстве XVI в. применялся только перспективный анаморфоз...
8 месяцев назад
Как появилась портретная миниатюра в Англии в XVI веке?
В Англии, как и в других художественных школах Европы, портретная миниатюра берет свое начало непосредственно в средневековых иллюминированных рукописях. Образы, предвосхищающие появление портрета начинают впервые проявляться в памятниках далеких от натуралистичного изображения человека. Среди всего многообразия образов мы встречаем и маргинальные иллюстрации, и изображения, вписанные в историзированные инициалы, а также наиболее близкие к миниатюре погрудные образы в форме медальонов. Эти примеры...
9 месяцев назад
Дача Левенсона архитектора Шехтеля в Ново-Переделкине ищет нового владельца
Москва вновь выставила на торги дачу книгоиздателя, построенную в Ново-Переделкине архитектором Федором Шехтелем. Торги должны будут пройти 4 февраля, а стартовая цена "лота" всего 70 млн.рублей. Ранее город уже пытался продать объект в 2019 году, но покупателя так и не нашли. Всем, наверное, известно здание типографии А.А. Левенсона в стиле модерн 1900 года, которое находится в Трехпрудном переулке. Архитектором постройки был Ф. Шехтель. Но мало кто знает, что Шехтель построил дачу для жены книгоиздателя Софьи Левенсон...
10 месяцев назад