Найти в Дзене
Роман Гуль. "Конь рыжий» 1952г. Часть третья. V На Московской улице красные банты, красные знамена, полотнища кумача; и откуда достали столько кровавой материи? Пензяки, без различия состояний, все улыбаются, как на Пасху. На извозчиках, потрясая разбитыми кандалами, в халатах, в войлочных шапочках, в казенных котах едут освобожденные из острога уголовники. С извозчиков они что-то кричат о свободе, о народе. Толпа криками приветствует их. Даже извозчики везут их даром; в России теперь всё будет даром! "Отречемся от старого мира!". Тюрьмы уже взломаны, стражники бежали. В свободной стране не может быть тюрем. Теперь свобода всем, совершенная свобода! Жизнь народа началась только сегодня, а всё, что было вчера, выброшено из народной памяти. Только с сегодня, с этого мгновения, как бы сызнова пошла история России всеми своими полыми водами. Это ледоход, ледолом. И чтобы это чувствовать, видеть, ощущать, стоит жить. Освобожденный народ не нуждается в полиции и полиции нет, она бежала от народного землетрясения. Везде песни, приветствия, давка опьяненной толпы, обладательницы ничем теперь неограниченной свободы. Губернатор Евреинов арестован, но беззлобно, просто выброшен, как ненужный предмет. По указу революционного Временного Правительства власть перешла к председателю губернской управы князю Кугушеву, хорошему знакомому и постоянному партнёру губернатора в винт. Невыдающийся, безобидный князь, ставший, против воли, революционной властью, от имени революции обязан принять парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия. В каракулевой шапке, в пальто на кенгуровом меху князь стоит на увитой кумачем трибуне, рядом с усатым адвокатом, своим помощником. Обоих окружают мешковатые, милые члены управы и гласные думы. Но с трибуны будут говорить теперь не они, их оттеснили, на кровавый кумач лезут совсем новые, из подполья вымахнувшие ораторы. Тощий юноша с лиловым, несвежим лицом, пропагатор Шадрин произносит перед толпой невообразимую речь; его не интересует Пенза, отцы города, он незанят даже Россией. Махая над толпой голодными кулачками, он кричит о человечестве, о том, что через все окопы, через все проволочные заграждения, через границы всех государств, эта свобода русской революции полетит ко всем, ко всем, ко всем! Толпа гудит, рукоплещет трогательной всечеловеческой речи Шадрина, полощет в февральском воздухе кровавыми полотнищами. Толпа хочет того же, чего и он, вот такого же веселого и обязательного всеобщего и радостного мирового танца. Но революционные крики обращаются всё-таки и к комиссару Временного Правительства, к перепуганному князю Кугушеву. Толпа не видит его испуганного лица. Неподалеку от Кугушева, у трибуны стоит седоусый бригадный генерал Бем, начальник гарнизона, в петлице его касторовой шинели тоже есть, хоть и небольшой, красный бант. С окраин в центр идут шестьдесят тысяч войска, это сверхчеловеческий парад, сотрясающий воздух над Пензой; такого парада генерал никогда еще не принимал; блесткий снег весь изранен солдатскими сапогами. Я иду впереди роты, слышу сзади: "Нет теперь командеров! Идем как хотим!". Солдаты пьяны и свободой и водкой, всё течет самотеком, под давлением нечеловеческих сил. Роман Гуль. Продолжение следует... #Роман_Гуль #Конь_Рыжий #История #Пенза #Проза #Роман #Русское_Село #Война #Царь #Революция #Переворот #История_России #Керенск #История_Керенска #Вадинск #церковь #монастырь
1 месяц назад
Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Том 1 Болезнь. Часть 2 Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных, но душевное благое устроение всегда надо наблюдать и иметь попечение о исправлении его. Ты сама не знаешь, чего у Бога просишь, – чтобы избавил от болезни; ты проси того, что Его святой воле угодно и тебе полезно. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений перед Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются. Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших. Правило, по болезни, можешь исполнять не только без больших, но и без малых поклонов; при немощи требуется ума к Богу обращение, а когда есть сила, то и телесный труд нужен. Не без воли Его послана болезнь, но надо и самим быть осторожнее и избегать тех случаев, которые бывают причиной болезни. Средств к облегчению твоей болезни я не знаю. Вера и упование на Бога – главные средства, и Он силен послать тебе и физические средства. Когда это для тебя нужно и полезно; душа есть больше тела, о ней надо более и печься, чтобы была здорова. Преподобный Макарий. Сердечно соболезную я и о том, что вы при весьма тяжкой и изнурительной телесной болезни своей еще страдаете и душой своею от разных мыслей и воображений о муже, о детях и о многом будущем и через это еще наиболее увеличиваете страдания свои и средства лечения своего делаете малодействительными. Советую вам вместо всякой мечты душу свою напитывать молитвой к Господу и упованием на Него, Который как вас, так и мужа с детьми не оставит, чему и матерь наша Святая Церковь учит – «самих себе и друг друга, и весь живот» своей Христу Богу предавать. Да сподобит же и вас Господь в знак вашей к Нему благодарности покориться святой Его воле и потерпеть страдание, посланное вам через болезнь вашу. Но чтобы облегчить свои страдания, советую вам пособороваться и после приобщиться Святых и животворящих Таин Господа нашего Иисуса Христа, и уверяю вас, что получите немалую отраду в болезни. Сколько можете благодарите непрестанно в мыслях ваших благость Божию; ибо апостол сказал: Благодарение усугубляет благодеяния (ср. 2Кор. 4, 15). Роптать же от сильной боли никак себе не позволяйте, ибо все наши страдания происходят от кого же, как не от Господа, Который по Своей благости все творит для пользы душ наших. Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных. Преподобный Антоний. Болезнь старайся переносить безропотно. Пишешь, что у тебя появилась сильная головная боль, и такая, что, по объяснению доктора, боишься, как бы не потерять сознание. Не бойся, этого не будет. Съезди в Афонскую часовню, отслужи там молебен святому великомученику Пантелеимону, возьми масла из лампадки у его мощей и этим маслом мажь свою больную голову на ночь. При этом и дома обращайся с молитвой почаще к Пантелеимону и проси его помощи. Господь даст – и пройдет. Преподобный Амвросий. #Прп_ОтцыОптинские #Прп_АмвросийОптинский #оскорбяхиискушениях #оздоровье #отерпении #одобродетели #омолитве #страстииборьбасними #овере #осемье #ЦерковныеТаинства #огрехе #духовныенаставления #духовное #Керенск #История_Керенска #Вадинск #церковь #монастырь 
1 месяц назад
Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова). Богородица. Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах – Она царствует на небесах. Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицей небесной, Царицей и святых Ангелов, и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать перед Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас. Божия Матерь есть величайшая заступница и помощница всех труждающихся о благоугождении Богу, всех посвятивших земную жизнь на служение Богу. Явившись некоему святому иноку, Она исцелила его от тяжкого недуга и назвала его принадлежащим Ее роду * Она – скорое утешение скорбящих и плачущих, Она – предстательница кающихся, Она – благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу, Она – теплейшая ходатайница за них перед Богом. Предстоя Божией Матери в глубоком благоговении к Ее величию, в священном недоумении и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие. Прими, Владычице, эти младенческие гласы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить Твое величие и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности Твоего величия... Пресвятая Богородице, слава Тебе! Пресвятая Богородице, спасай нас! Святитель Игнатий (Брянчанинов). #Бог #Богородица #Ангелы #Святые #Свт_ИгнатийБрянчанинов #антология_духовного #омолитве #оцеркви #овере #духовныенаставления #духовное #Керенск #История_Керенска #Вадинск #церковь #монастырь
2 месяца назад
Тихвинский Керенский мужской монастырь. Август 2025 года. #История_России #Керенск #История_Керенска #Вадинск #церковь #монастырь
2 месяца назад
Симфония по творениям Святителя Феофана, затворника Вышенского. Гордость. Часть 2 5. Нетерпеливость, обидчивость, немирность, уступчивость мыслям смущающим – следствие гордости. Вы исповедаете свой грех, что нетерпелива, обидчива, немирна, уступчива мыслям смущающим? Это очень нехорошо. Все от гордости. Если бы было смирение, ничего такого не было бы. Так извольте стараться, уверив себя, что вы ничего не стоите, никакого внимания и почести, что вы стоите не таких еще оскорблений не словом только, но и делом. Когда уверите себя в этом и восчувствуете свое ничтожество, тогда все будет проходить для вас мирно. Относительно мыслей всяких держите такое правило: как только заметите, гоните прочь без всяких рассуждений и оставайтесь с мыслию об одном Господе Спасителе вездесущем и все видящем... Они и не будут смущать. Извольте сейчас же за это браться (1, с. 145). 6. Самость – корень грехов. Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость. Может быть, и духу хулы дано так сильно безпокоить вас по той причине, что есть самость с излишком. Так начинайте зараз и ее бороть (1, с. 153). 7. Раздражительность – от гордости. Ваша раздражительность, иногда капризная, пройдет, как только навыкнете ходить в присутствии Божием, под всевидящим оком Божиим. Она от гордости. Смирение прогонит ее, а также сознание, что вокруг себя должно распространять благостыню (1, с. 248). 8. Предостережение от чувства праведности, вредящего молитве. Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (2, с. 102–103). 9. Как избежать самомнения. Что касается самомнения, то однажды навсегда примите за правило такие вопросы гнать без жалости, как только родятся. Это вражее порождение. Если остановитесь на вопросе сем, то враг тотчас же и решение даст: о, конечно, это... Ты ведь – молодец! Затем молодец подымется на ходули, начнет мечтать о себе, а других ни во что ставить. И благодать отойдет. Но враг все будет держать его на мысли, что она с ним. И сие есть: мниться имети, тогда как ничего нет. Святые отцы написали: «не мерять себя». А взять и решить тот вопрос значит приступить к измерению себя, насколько вырос. Так извольте от этого бегать как от огня (2, с. 179–180). 10. От самомнения совершается впадение в грехи. Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность. Леность говорит: что нам? Уж мы ведь что стали? Нам можно и вольку себе дать... И пошла волька... Весь этот путь у вас прописан: «Леность одолела так, что ни на что смотреть не хочется». Уж коли хватили выше облак, то какая нужда себя нудить? «Тщеславие – служить ли стану, молиться или читать поучения – одолевает». Как нам с вами не тщеславиться? Молитву умную знаем. И ну ходить павлином. О.М. ... – чибис... Извольте себя так прозвать. Чибис – какая-то птица, гордо выступающая, но паршивая, неуклюжая, безсильная и трусливая. Вот и величайте себя так. То мы с вами на диване развалились, как миллионер духовный (леность), то с колокольни на всех смотреть стали, как на мелюзгу грошовую (тщеславие с гордостью). А тут как только показался враг, мы в кусты... или и того хуже: на, бери... И пальцем не шевельнули. И извольте теперь видеть, какой вы богатырь духовный и богач! Затем и попустил Господь это падение, чтоб вы осязательно увидели, сколь ничтожны силы ваши и ваша твердость в добре. То, что было, надо считать настоящим падением (2, с. 183–184). Святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский. #Свт_Феофан_Затворник #антология_духовного #огрехе #страстииборьбасними #осмирении #взаимоотношениялюдей #опокаянии #облагодати #духовныенаставления #духовное
2 месяца назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала