Найти тему
Электро-свадьба Изучая тему истории архитектурно освещения, нашел забавную заметку в газете «Коммунист» 1920 года. Привожу без купюр, история волшебная. «Вечером 24 сентября в соборной церкви была свадьба монтера электрической станции Веригина. Свадьба, как и подобает, должна быть пышной, но тут тов. Веригин превзошел всех своей изобретательностью. Церковь, конечно, была вся освещена, но этого мало. Самое интересное, что на дуге экипажа горели самые настоящие электрические лампочки. На козлах у кучера был аккумулятор и по оглоблям сделана проводка на дугу. Действительно, электрический человек устроил себе электрическую свадьбу». #историясвета
1 день назад
🚨Нестандартные решения в сфере архитектурного освещения жилых комплексов🚨 Архитектурное освещение жилых комплексов — это не просто функциональный элемент, а важный аспект, который формирует атмосферу и восприятие пространства. В последние годы наблюдается тенденция к внедрению нестандартных решений, которые позволяют не только улучшить визуальную эстетику, но и повысить комфорт и безопасность жителей. Рассмотрим несколько таких инновационных подходов. 🏠Интеграция освещения в архитектурные элементы Одним из самых интересных решений является интеграция светильников в архитектурные элементы зданий. Это может быть освещение балконов, карнизов или даже оконных рам. Такие решения позволяют создать эффект «парящего» света, который подчеркивает линии здания и делает его более выразительным. Использование LED-подсветки в конструкциях также открывает новые возможности для дизайна, позволяя создавать динамичные световые акценты. 📱Умные системы управления освещением Системы умного освещения становятся все более популярными в жилых комплексах. Они позволяют регулировать яркость и цветовую температуру света в зависимости от времени суток, погодных условий или даже настроения жильцов. Например, можно настроить теплый свет на вечерние часы для создания уютной атмосферы, а холодный — на утро для повышения бодрствования. 🌞Использование солнечных панелей и автономных источников света Экологические аспекты становятся все более актуальными, и использование солнечных панелей для освещения общественных пространств жилых комплексов — это не только шаг к устойчивому развитию, но и способ сократить затраты на электроэнергию. Автономные светильники, работающие от солнечных батарей, идеально подходят для освещения парковок, пешеходных дорожек и зон отдыха. Они не требуют сложного монтажа и обеспечивают безопасность без дополнительных затрат на электричество. 💡Световые инсталляции и арт-объекты Малые архитектурные формы (МАФы) на территории жилых комплексов уже стали популярным трендом. Это могут быть интерактивные световые скульптуры или проекции, которые меняются в зависимости от времени суток или событий. Такие решения не только украшают пространство, но и создают уникальную атмосферу, способствующую социализации жильцов. #юсупов_аналитика На фото — освещение от «Юсупова» для ЖК «Смайл» в Сургуте
3 дня назад
🫣Невиданное чудо иллюминации Как и сегодня, 100 лет назад архитектурное освещение волновало и впечатляло людей. Недаром на все большие праздники городские власти не жалели денег и устраивали иллюминации, подсвечивая дома и инсталляции электрическими лампочками. Пресса всегда обращала внимание на подобные художественные затеи. Газета «Русское слово» в 1913 году отмечала богатство архитектурного освещения по случаю торжеств ввиду 300-летия Дома Романовых. «Толпы публики запрудили все центральный улицы. По Тверской ул., Театральной площади и Кузнецкому Мосту публика двигалась сплошной массой. Большая толпа народа стояла все время против здания Благородного собрания. Здание было красиво иллюминировано разноцветными электрическими лампочками. Театральная площадь освещалась прожектором с крыши Большого театра. Колесница Большого театра была иллюминована красными и синими бенгальскими огнями. С большим вкусом были иллюминованы здания сберегательной кассы и Государственного банка. Вензеля с разноцветными электрическими лампочками горели на зданиях губернского правления, почтамта, купеческого общества и др. Горели огни на здании городской думы, дома генерал-губернатора и градоначальника. Иллюминация продолжалась до 10 часов вечера». Из лампочек составляли вензеля и фигуры — например, двуглавных орлов и короны. Людей, мало знакомых с электричеством, это очень впечатляло. В будущем академик АН СССР, а в 1913 году маленькая девочка Милица Нечкина вспоминала: «Первый вензель, бросившийся нам в глаза, был на Коммерческом училище; он был, как почти все, из электрических лампочек, расположенных в виде букв... Чудная картина представлялась глазам моим: море света, огня, бриллианты сверкающего под ногами снега, праздничная веселая толпа, и над всем этим горделивое, синее, бархатное небо, еще ярче оттеняющее своею синевою весь блеск v и радость улиц. Даже жаль как-то было идти по этим сверкающим алмазам, рубинам, бриллиантам. Памятник Александру II был тоже весь украшен лампочками. В самом Кремле не было ничего особенного. Мы быстро его осмотрели и пошли обратно. Около Кремля был прожектор, и громадный луч света то там, то здесь прорезывал ночную тьму; впрочем, вернее сказать, ночной свет, т. к. эта ночь действительно была похожа на день». #история_света Фото: иллюстрация из журнала «Огонек» // раскрашено с помощью ИИ
6 дней назад
❗️⚡️О необходимости федеральной программы по архитектурной подсветке Сегодня в Госдуме создатель бренда «Юсупов», эксперт по свету Рустем Юсупов встречался с зампредом комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Юрием Григорьевым. Спасибо Юрию Иннокентьевичу за ответственный подход не только в своей сфере — но и в целом за позицию, направленную на развитие России. Зампред комитета проявил живой интерес к вопросам архитектурной подсветки. Григорьев подчеркнул, что сейчас вопросы освещения городов и объектов дорожной инфраструктуры решаются на уровне муниципалитетов и регионов – но нужна федеральная световая программа! При этом необходимо ответственно и профессионально подходить к проектированию, учитывать нормы закона и меры безопасности, заявил он. Транспорт — одна из опор государства и общества, если смотреть на них как на цельный организм. Без транспорта мы никуда :) А в темноте двигаться куда-либо довольно сложно, поэтому освещение дорожно-транспортной инфраструктуры Рустем Юсупов считает очень важным делом. 1) Благодаря современной подсветке дорожной инфраструктуры растет безопасность: Эффективное освещение дорожной инфраструктуры -- мостов, туннелей, развязок — сильно снижает количество ДТП, вечером и ночью. Хорошо освещенные участки дороги повышают видимость и спасают жизни и здоровье водителей и пешеходов. 2) Свет может повысить энергоэффективность: Переход на современные LED-технологии освещения (то есть светодиоды) не только снижает потребление электроэнергии, но и уменьшает затраты на обслуживание благодаря долговечности светильников и их низкому «аппетиту». Это экономит бюджет. К тому же, со светом на объектах транспортной инфраструктуры эффективнее работают дорожные камеры -- светло и видно лучше. И снижается уровень криминала. 3) Еще подсветка на мостах и туннелях хорошо влияет на эстетику: Архитектурное освещение может преобразить облик дорожной инфраструктуры, мостов и тоннелей. Эффектный свет на мостах и эстакадах может стать визитной карточкой региона или города, привлекая туристов и способствуя развитию местной экономики. 4) Да, свет несет с собой экономические выгоды: Хорошее освещение и рост безопасности повышают цены на жилье в окрестных городах и поселках, стимулируют развитие бизнеса, что в свою очередь увеличивает налоговые поступления в бюджет. И создает рабочие места. Когда жители видят, что их безопасность и комфорт находятся в приоритете, это укрепляет их уверенность в завтрашнем дне. Растет уровень благосостояния и довольства населения. Это повышает престиж и создаёт современный, социально эффективный образ места. #юсупов_новости
1 неделю назад
Как свет помогает сохранить русское историческое наследие Вологда в последнее время на слуху у всех — прекрасный древний русский город, богатый памятниками и архитектурой, одна из купеческих столиц России. Днём солнце играет на крышах и стеклах окон двухэтажных домов, на белых стенах вологодского кремля, на льду катка. Здесь есть, что посмотреть: старинные храмы (многие из которых нуждаются в восстановлении или восстанавливаются), дореволюционные особняки и магазины, знаменитые резные палисады кое-где сохранились. Чудесные образцы позднесоветской архитектуры — Дом Правительства, Дом Связи, городская Дума. Замечательный вид открывается с крутого берега реки Вологды. В городе — множество красивых людей. Но как оценить красоту этого города, ворот Русского Севера, темной северной ночью? Мы, проведя экспертизу и рассчитав световой ансамбль, подсветили городские достопримечательности и объекты культурного наследия. А наша съемочная группа съездила в Вологду, сняла работу на профессиональную кинокамеру и поговорила с вологжанами — о свете, переменах и историческом наследии. В общем, свет, камера! Верим, вам понравится! ЮсуповПроСвет | Подписаться
2 недели назад
О свете, нефти и прогрессе Энергетический кризис 1970-х годов привел к тому, что на Западе стали повсеместно отказываться от подсветки небоскребов и создания световой рекламы — мол, электричество слишком дорогое. Производители откликнулись на это разработкой энергосберегающих ламп. А городские власти увидели, что отказ от подсветки привел к росту преступности и аварий на дорогах. Города стали темнее и опаснее. Снизились доходы местной торговли, упало количество туристов, отмечает архитектор Н.И. Щепетков. Поэтому с конца 1970-х архитектурную подсветку стали восстанавливать. В Британии провели конкурс «Свет над Темзой», подсветив фасады десятков исторических зданий и мостов. Световые установки с лампами накаливания заменили на разрядные лампы — это позволило экономить деньги. А верхушки нью-йоркских небоскребов вновь засияли в 1981 году. #историясвета
2 недели назад
Свет, запах и плошки с горящим жиром🫣🥤 Как связаны свет и запах? Как устраивали иллюминацию и архитектурную подсветку до изобретения электрической лампы? Нужен был сравнительно надежный и долговечный источник света, дешевый и простой. Для интерьеров использовали свечи, но на открытом воздухе огонек свечи задул бы ветер – а стеклянные лампы и газ требуют слишком много внимания. Поэтому в XIX веке в праздничные дни на фасадах зданий – и государственных, и частных домов — появлялись шкалики. Разноцветные стеклянные стаканчики наполняли маслом, опускали туда фитиль и поджигали. Расставляли их для иллюминаций на деревянных каркасах, совпадающих с формой подсвеченных зданий. А на тротуарных тумбах, отделяющих проезжую часть от пешеходной, расставляли плошки с горящим салом. Для каждой праздничной иллюминации нужно было очень много людей – например, в 1856 году по случаю визита императора Александра I в Москву решили подсветить Сухареву башню (она была снесена в 1930-х по приказу Сталина и находилась на Сухаревской площади). Для работ наняли 550 рабочих – чтобы разместить на башне и зажечь 27 тысяч шкаликов с салом. Свет повышает настроение и создает ощущение праздника, нарушая восприятие тьмы как времени бездействия и сна. И во время праздников подсвечивать здания и улицы старались не только в столицах, но и на далеких окраинах империи. Вот, например, у Чехова про остров Сахалин: «Вечером была иллюминация. По улицам, освещенным плошками и бенгальским огнем, до позднего вечера гуляли толпами солдаты, поселенцы и каторжные». Ну и, разумеется, это великолепие чадило и воняло. Живописец-маринист Алексей Боголюбов, например, вспоминал иллюминацию в публичном парке и аромат от горящего жира: Вечером я пошел в Публичный сад. Народу была масса, горела вонючая иллюминация около вокзала, а в аллеях наше офицерство бойко разгуливало с дамами всякого пошиба. В кафе вокзала играла музыка, и танцевали очень оживлённо. Пыль стояла столбом от вертящейся публики, а на столиках пили сорбеты, вино и пили дульченцы (варенье со стаканом воды). В глубине зала направо в комнате шла игра, конечно, в азарт и пилось пиво и местное вино. Хорошо, что благодаря электричеству сегодня свет в ночи не имеет запаха, и наоборот – если пахнет горелым, что что-то нечисто и надо проверить проводку. #историясвета
2 недели назад
Для вдохновения — наш проект освещения транспортной развязки на трассе Сургут-Лянтор Хоть фильм снимай! Посмотрите, как холодный свет выделяет арку эстакады, контрастируя с теплым дорожным освещением. Даже самый утилитарный объект инфраструктуры начинает смотреться как декорация из кино, если грамотно составить световой ансамбль и использовать хотя бы минимальный светодизайн. А кроме того, в темное время суток такая подсветка увеличивает освещенность и уровень безопасности — и водителей, и пешеходов. И с высоты птичьего полета, и с земли выглядит эффектно и стильно, создавая ощущение добротности и красоты повседневной жизни. #юсупов_аналитика
2 недели назад
«Заметки по свету» — канал, который создан как пространство, где всегда можно найти референсы и идеи, которые можно показать и обсудить здесь и сейчас. Особенно интересны авторские проекты админа — световые инсталляции на рейвах, как, например, вот эта концепция сценического дизайна. Свет буквально подменяет собой архитектуру, создавая иллюзию готических арок. Рекомендую подписаться!
3 недели назад
Любой проект — много подготовительной работы и тщательных исследований. Особенно когда работаем с историческими домами и объектами культурного наследия федерального значения. Эталонный пример – наша подсветка в Вологде, где с каждым из зданий мы работали отдельно. Например, двухэтажный дом на углу проспектов Мира и Победы — старый купеческий магазин с многовековой историей. Необходимо не только составить световой ансамбль и сформулировать дизайнерскую концепцию. Важно также провести анализ места, исторического контекста, экспертизу. Научно-проектная документация только по одному фасаду может занимать сотню страниц. Это не только техническая информация, но и изучение архивов, старинных карт, градостроительных планов, аэрофотосъемки XX века и даже страховые планы (последняя иллюстрация – страховой план 1908 года). #юсупов_аналитика #историясвета
3 недели назад
💡От газа и свечи Яблочкова к светодиодам⚡ В начале XIX века газовые лампы стали основным источником освещения в городах. Они использовали горючий газ, который подавался из центрального газопровода. Газовые лампы не только освещали улицы, но и акцентировали внимание на архитектурных элементах зданий. Их мягкий свет создавал атмосферу уюта и романтики, хотя и имел свои недостатки — необходимость в постоянном обслуживании и ограниченное время работы. С открытием электричества в конце XIX века началась новая эра освещения. Первые электрические лампы, такие как лампы накаливания, начали использоваться для подсветки зданий. Они обеспечивали более яркий и стабильный свет по сравнению с газовыми лампами. Однако в те времена это было очень дорогое удовольствие – например, лампа (свеча) русского изобретателя Петра Яблочкова служила всего несколько часов – а стоила одна штука 20 копеек. Поэтому подсветку тогда использовали лишь по праздникам. В 1920-х появились неоновые лампы – более дешевые, они стали популярными для подсветки зданий и вывесок. Их яркие цвета и возможность создавать сложные формы сделали в ходе XX века неон символом городской культуры. Флуоресцентные лампы, появившиеся в 1930-х годах, также нашли применение в архитектурной подсветке, обеспечивая равномерное освещение больших площадей. Галогенные лампы, усовершенствованные версии ламп накаливания, начали использоваться в 1970-х годах. Они обеспечивали более высокую яркость и лучшую цветопередачу. Архитекторы начали применять галогенные источники света для создания драматических эффектов на фасадах зданий, подчеркивая их текстуры и детали. А мы используем LED-светильники. Хотя изобрели светодиоды еще в середине XX века, именно сейчас она завоевала популярность – благодаря дешевизне, а также энергоэффективности, долговечности, возможности изменения цвета и динамического управления светом. #историясвета
3 недели назад
Световой ансамбль: подводные камни для светодизайнера В конце 1960-х годов в советской теории архитектурного освещения появилось понятие «световой ансамбль». Это — основная структурная единица ночного города (или села). В общем-то, все концепции архитектурной подсветки — про создание световых ансамблей, больших или малых. Единый ансамбль света, спланированный заранее, очень важен. Если делать всё вразнобой, освещать объекты точечно, кто во что горазд, то получится световая какофония (или каколюминация? шучу). Но даже если планировать заранее и систематически, нужно помнить о поговорке «гладко было на бумаге, да забыли про овраги» — при реализации проекта из-за несовершенства проекта или техники тоже может получиться не так красиво, как задумывал дизайнер. Ну и конечно же, помним про другие источники освещения. Если вокруг темнота, то работать гораздо проще — чистый холст для художника. Но если дело происходит на оживленной улице или площади, то нужно помнить про уличные фонари, рекламные щиты и светофоры. Хорошие примеры световых ансамблей — проекты Николая Щепеткова в Москве и Вологде, где один из корифеев нашего светодизайна работал над проектами Вологодского кремля и Новодевичьего монастыря (аж 1999 год). В общем, подход к подсветке фасадов должен всегда быть системным, а это довольно непросто. Здесь важно и проект хороший сделать, и административные тонкости учитывать, и технические риски. #юсупов_анализ
1 месяц назад