Найти тему
Сегодня состоялась встреча между руководством национального парка и организаторами фестиваля скайраннинга "Козерог". В ходе обсуждения были рассмотрены ключевые рабочие моменты предстоящего мероприятия. 📍Фестиваль включает два этапа, каждый из которых представляет собой захватывающий забег на вершины гор. 1-й этап: Забег на пик Любви Дата проведения: 12 апреля. Маршрут: Пик Любви (высота 2124 метра).Дистанция: 4 километра. Набор высоты: 1224 метра. Забег входит в программу сразу нескольких значимых соревнований: этап Кубка России по альпинизму (скайраннинг — вертикальный километр), чемпионат Иркутской области по альпинизму (скайраннинг — вертикальный километр), чемпионат Тункинского района по альпинизму (скайраннинг — вертикальный километр). Также предусмотрен детский забег с упрощенной трассой: дистанция: 2,3 километра. Набор высоты: 600 метров. 2-й этап: Забег на пик Галина Дата проведения: 13 апреля. Маршрут: Пик Галина (высота 2190 метров).Дистанция: 6,2 километра. Набор высоты: 1310 метров. ❗️Для участия в фестивале обязательным условием является наличие медицинской справки с допуском от врача. В справке должно быть указано разрешение на участие в конкретном виде спорта или дисциплине (например, альпинизм или скайраннинг). Для детей, принимающих участие в детском забеге, допускается справка с отметкой «Здоров», выданная в поликлинике или другом лицензированном медицинском учреждении. Более подробно о правилах участия, скидках для членов ФАР, ФАСИО и ветеранов - в регламенте соревнований по ссылке регистрации: toplist.run/race/10190 https://vk.com/wall-152670842_5754
10 часов назад
Брачная пора у дятлов. Дятел призывно стучит. Сидит на сушине и так ударяет клювом по макушке сучка, что деревяшка поёт на весь лес. Натуралисты отмечают: дятел токует. Весной размеренный стук сменяется быстрой, частой, почти торопливой весенней дробью. Это барабанная трель, возникающая благодаря вибрации сухого сука под ударами клюва. Так дятлы привлекают партнёров, ведь эти птицы объединяются исключительно ради выведения потомства, проводя зиму порознь. Брачные и территориальные демонстрации в виде поз и телодвижений очень разнообразны и сопровождаются также разнообразными звуками. Подходящий сучок дятел выбирает долго и придирчиво. Важно найти ветку, которая резонирует лучше остальных! В тихую погоду звук разносится до 1,5 километров. В Тункинском национальном парке обитают семь видов дятлов: вертишейка, седой дятел, желна, большой пестрый дятел, белоспинный дятел, малый пестрый дятел, трехпалый дятел. https://vk.com/wall-152670842_5750
15 часов назад
В ответ на пост Поправка. В ходе проведения камеральных работ и инструментального прохождения территории была определена площадь пожара: 177 гектаров — всего, включая 15 гектаров непокрытой лесом территории.
1 день назад
Лесной пожар вблизи села Монды был ликвидирован в 17 часов 30 минут на площади 70 гектаров, из которых 55 гектаров приходилось на лесную зону, а 15 гектаров — на непокрытую лесом территорию. Для тушения пожара были задействованы следующие силы: 10 государственных инспекторов Тункинского национального парка, 20 сотрудников десантной пожарной службы,2 водителя из Тункинского отделения ФБУ «Авиалесоохрана», 10 жителей села Монды, 7 единиц специализированной техники. Причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем. Национальный парк «Тункинский» напоминает, что на территории Туранского участкового лесничества открыт пожароопасный сезон. Разведение костров, сжигание сухой травы и порубочных остатков строго запрещено. Соблюдайте правила пожарной безопасности! Сообщайте обо всех случаях возгораний в лесу по телефону 01 (или 112 с мобильного телефона). Также можете обращаться по следующим номерам: Радиорубка: 8 951 628 72 27 Единая дежурная диспетчерская служба МО «Тункинский район»: 8 (30147) 41-751
1 день назад
БУРХАН-БААБАЙ - ОДНО ИЗ КУЛЬТОВЫХ МЕСТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ТУНКИНСКИЙ». Тэнгрии, ханы, заяны, эжины, анахаи - эти слова в детстве завораживали, заставляли трепетать сердце и воображать себя в своих фантазиях героем схваток с темными силами и духами и, конечно же,выходить победителем в этих схватках. Несмотря на запреты, бытовавшие в годы атеизма, память народа хранила в своих недрах героев шаманского и ламаистского пантеона бурят. Люди старшего поколения бережно относились к легендам, мифам о бурятских божествах, рассказывали о них домочадцам. По словечку, по крупицам собирает эти бесценные сокровища бурятского фольклора Шобонова Елизавета Лопсоновна - историк-краевед Хойтогольской средней школы, заведующая краеведческим музеем. Она неутомима в своих поисках. При сборе материала для участия в экологической конференции в секции "Культовые места Тункинского района" Елизавета Лопсоновна оказала нам неоценимую помощь. В народе бытует двойное название Бурхан-Баабай-Шаргай-ноён, которое удивляет многих людей, интересующихся стариной. Почему же Бурхан-Баабай называется еще и Шаргай-нойоном? Истоки этого названия, вероятно, следует искать в прошлых столетиях (16-17 в.в.), когда формировалась бурятская народность, когда четко и активно проявился бурятско-монгольский шаманизм. В конце 16 - начале 17 века в долине Тунки начинают появляться монголоязычные племена, которые бежали от междоусобных войн и феодальных распрей. Люди, осев на новой родине, восприняли местные автохтонные культы, особенно хозяев местностей, встали под их покровительство, устраивали в их честь обряды жертвоприношения. Но также они привнесли свои культы, свои обряды. Монголоязычные племена, уставшие от междоусобиц, хотели мирной жизни, желали держать скот, вести хозяйство, растить и воспитывать детей. И потому, наверное, в своих фантазиях шаманисты создали героический образ богатыря, спустившегося с небес для борьбы с иноземными захватчиками. Это был Шаргай-ноен, глава западных ханов, который был известен по обе стороны Байкала. Много шаманско-ламаистских легенд и преданий удалось разузнать о Шаргай-ноене. Старики изображают его сидящим на соловом коне.Вооружен хан луком и стрелами, щит сбоку и сабля. Житель Хойтогола Буянтуев Шагдар Нядбатович рассказал нам, что Шаргай- ноен с юга. Долго он летел по небу, охраняя покой народа. Вскоре хан спустился на горячие источники возле горы Жабарта, близ села Туран. Умывшись горячей водой, отдохнув напоив и накормив своих четырех скакунов, Шаргай-ноен отправился путешествовать дальше. Долго искал он пристанища. Покруживши над Хойтоголом, хан облюбовал солнечный склон горы, на котором не было никакой растительности. Вокруг шумела тайга, недалеко несла свои шумные и прозрачные воды горная река. Нетерпеливые скакуны Шаргай-ноена, спустившись вниз, фыркая и дрожа, искромсали острыми копытами склон горы так, что из-под верхнего слоя земли проступил белый песок. Так появился песок, который существует и поныне возле Бурхан-Баабай. Шаргай-ноен, говорят, мог облететь земной шар за один день. В начале 17 века в Бурятии начинает распространяться буддизм. Разворачивается строительство дацанов, дуганов, появляются ламы. Ламаизм пропагандировал и внедрял свои духовные ценности и традиции, оказывал влияние не только на развитие культуры, но и на образ и характер жизни. Шаманские представления, обычаи и обряды ассимилировались и подстраивались под ламаистские. Ламы старались вытравить культ шаманизма, отговаривали людей поклоняться тем или иным божествам. Таким образом, ламы обратили в свою веру Буха-ноена, назвали Ринчин-ханом. Вероятно, также они поступили и с Шаргай-ноеном, переименовав его в Бурхан-Баабай. Итак, Шаргай-ноен по воле ламаистов наречен Бурхан-Баабай.
1 день назад
Шаргай-ноену приписывается и лечебная функция. Песок с горы считался лекарственным, его прикладывали к больным местам. Приписывается и хозяйственная функция. Мешочек с песком вешали в загонах для скота. Считалось, что таким образом скот не будет болеть, будет хорошо плодиться и множиться. Песку с горы приписывается и роль оберега в семейной жизни. Мешочек с песком под дверью можно встретить почти в любом доме района. Считается, что он отгоняет нечистую силу, злых духов от дома. Сегодня на Бурхан-Баабай возведен дацан, молельные домики, вспомогательные помещения. Часто устраиваются здесь молебны, различные обряды. Приезжают люди со всей республики, России, буряты и русские. Люди молятся Бурхан-Баабай-Шаргай-ноену, просят счастья, здоровья, достатка, детей и уносят с собой священный песок с подножия горы, горячо веря в то, что он принесет удачу и оберег от неприятностей в дальней дороге. Здесь особый дух, особая энергетика, которая удивительным образом сочетается с чистым и целебным воздухом, прохладой, шумом деревьев. Отсюда уходишь умиротворенным, просветленным, с искренней верой в лучшее, доброе, святое. Школьники Хойтогольской средней школы приезжают сюда, чтобы навести чистоту и порядок. А. Галсанова, из книги «Национальному парку «Тункинский» 10 лет, 2001 год. https://vk.com/wall-152670842_5734
1 день назад
А теперь обратимся к историческим фактам. В 1918 году, рассказывает Буянтуев Ш.Н., в Тункинский район прибыл Лхарамба-багша Дарма-Лочин из Тибета. В Кырен из Култука он прибыл на 4 парах лошадей. Старейшины Хойгогола, Турана решили привезти багши, чтобы выяснить и решить некоторые религиозные вопросы. В Кырен был отправлен управляющий Шултэмэй хубараг, который и привез Лхарамба-багши. Большой гость остановился в местности Шулушка в доме Жолтоя Шаглуу. Верующие Хойтогола обратились к высокому гостю с просьбой разрешить такой вопрос: где лучше совершать религиозные обряды, в местности Тайлагатай, где и собирались раньше, или на Бурхан-Баабай? Лхарамба-багша проспал три дня и три ночи. Встав на четвертый день, он сказал следующее: "Долго я искал Бурхан-Баабай, но не нашел его на этой земле. Душа моя вознеслась еще выше, во вселенную. И там я увидел ослепительной красоты дворец Бурхан-Баабая, который не пустил в свои покои. Выслушав меня, он разрешил молиться на его месте и повелел построить сооружение (Жалсан ургэл) высотой в 80 локтей восьмилетнего мальчика. Бурхан-Баабай повелел заложить туда 9 наименований пищи, 9 наименований металла, 9 наименований ткани, материи". Так и было сделано. Был разожжен большой костер, в который бросили все шаманские атрибуты, отобранные у служителей религии. Говорят, что в то время в Хойтоголе было три шамана и одна шаманка (одигон) - Хулэрэй теэбэй, которая оказала яростное сопротивление, но все-таки была сломлена. Так насаждалась желтая вера в Хойтоголе. Отныне считалось, что выше Бурхан-Баабай господствует ламаистская вера, о шаманах не может быть и речи. Этого закона верующие придерживаются очень строго и по сей день. Впоследствии в месте Бурхан-Баабай был построен молельный домик. В 1923 году в Тунку приезжает художник Хангалов, учившийся в то время в Ленинграде. Остановился он в Койморах. Ламы обратились к нему с просьбой нарисовать изображения бурханов. Для этого в Шумак (в Булюта-гол) был отправлен житель Хойтогола Шагдуров Базар, который на лошадях привез 4 плоских и мягких камня (булюта шулун). На них и должен был художник изобразить бурханов. Чойжонши-лама Буянтуев Сыретор (1873-1924 гг.) прочитал священное писание (книгу), которое сочинил Лхарамба-багши в свой приезд в Тунку в 1918 году. В этой книге были обнаружены подробные описания - портреты четырех ханов (лицо, одежда, снаряжение, кони и так далее). Художник написал четыре изображения бурханов: Бурхан-Баабай, Шаргай-ноена, Буха-ноен Ринчин-хана, Бурхан-багши и Бурэн-хана. Интерес вызывает тот факт, что, по описанию из священной книги, Бурхан-Баабай был лицом похож на русского. (Может, в этом факте отразилась та весьма интересная, сложная и противоречивая религиозная ситуация - наличие трех религий - шаманизма, ламаизма, православия в конце 19 - начале 20 веков в Бурятии?) Так какие же функции выполнял Бурхан-Баабай? Главная функция - военная, защита бурят от врагов. После установления русско-монгольской границы, когда прекратились набеги монгольских феодалов, у бурят не стало ратных дел. Эта функция постепенно стала забываться. Но в годы 1-й и 2-й мировых войн воинственный образ Шаргай-ноена был возрожден. Буряты, мобилизованные на войну, и их семьи приносили жертвоприношения своему покровителю. И сейчас молодые люди, призванные для прохождения воинской службы, совершают молебен на Бурхан-Баабай, прося, чтобы их покровитель не оставил в беде, оберегал от различных неприятностей. Песок с горы считался оберегом, зашивался в маленький мешочек и носится всегда при теле, выше пояса. Воины-хойтогольцы, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, рассказывают о том, что в критических ситуациях им являлось видение вооруженного Бурхан-Баабай, который сидел на коне и указывал, где спрятаться, где пригнуться, где стрелять, а где бежать. А. Галсанова, из книги «Национальному парку «Тункинский» 10 лет, 2001 год. https://vk.com/wall-152670842_5734
1 день назад
Лесной пожар вблизи с. Монды локализован Сегодня в 13:30 удалось локализовать лесной пожар, вспыхнувший в 6 км. от села Монды. Огонь успел охватить значительную территорию —55 гектаров приходятся на лесную зону, а ещё 15 гектаров — на непокрытую лесом. ❗️Уважаемые жители и гости Тункинской долины! Важно помнить, что даже малейшая искра или оставленный без присмотра костёр могут стать причиной подобной трагедии. Поэтому, если вы заметили признаки возгорания, немедленно сообщайте об этом по следующим номерам: - 01 (или 112 с мобильного телефона); - Радиорубка: +7 951 628 72 27; - Единая дежурная диспетчерская служба Тункинского района: +7 (30147) 41751. Берегите природу!
1 день назад
В условиях малоснежной зимы пожары на территории Туранского лесничества Тункинского национального парка уже начались. На 11:50 часов 19 марта действует один лесной пожар на площади 50 гектаров. Для его ликвидации привлечены: 10 государственных инспекторов Тункинского национального парка, 20 сотрудников десантной пожарной службы, 2 водителя из Тункинского отделения ФБУ «Авиалесоохрана», 10 жителей села Монды, 7 единиц специализированной техники. Причиной пожара стало неосторожное обращение с огнём. Национальный парк «Тункинский» напоминает, что на территории Туранского лесничества установлен особый противопожарный режим. Разведение костров, сжигание сухой травы и порубочных остатков категорически запрещено. Помните о правилах пожарной безопасности! Сообщайте обо всех случаях возгорания в лесу по телефону 01 (или 112 с мобильного телефона), а также по следующим номерам: Радиорубка: 8 951 628 72 27 Единая дежурная диспетчерская служба МО «Тункинский район»: 8 (30147) 41-751
1 день назад
Учёные установили новые температурные датчики в Тункинском национальном парке. Специалисты Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН и Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (Томск) провели работы по установке двух новых температурных датчиков в рамках исследований, направленных на изучение температурного режима сезонной и многолетней мерзлоты. Работы были проведены в районе села Зактуй, где ученые пробурили две новые скважины, установили в них температурные датчики и взяли образцы грунта. На сегодняшний день в национальном парке функционирует 24 измерительных комплекса, которые фиксируют температуру почв на глубине от 3 до 10 метров. Приборы работают в автоматическом режиме, накапливая данные каждые 60 минут. Эти исследования проводятся с 2011 года, постоянно расширяя сеть наблюдений. Результаты работ имеют важное значение для понимания изменений климата и экологии региона, сообщает пресс-служба Института географии им.В.Б. Сочавы СО РАН. https://vk.com/wall-152670842_5731
1 день назад
Внимание! На территории Туранского лесничества открыт пожароопасный сезон. В связи с отсутствием снежного покрова и установившейся положительной среднесуточной температуры воздуха возникла опасность лесных пожаров. Приказом №29 от 18 марта 2025 г. на территории Туранского лесничества ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» открыт пожароопасный сезон. ‼️Во время пожароопасного сезона ЗАПРЕЩАЕТСЯ: а) разводить костры; б) курить, бросать горящие спички, окурки, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.); в) использовать пиротехнические изделия; г) оставлять промасленные или пропитанные горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату); За нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусмотрена административная и уголовная ответственность: ☎️При обнаружении возгорания просим сообщить по телефонам Горячей линии парка +79516287272, 8(30147)41958, в пожарную охрану 101 и ЕДДС МО «Тункинский район» 8(30147)41751. https://vk.com/wall-152670842_5726
2 дня назад
Экологический совет от Снежного барса. Тункинский национальный парк активно участвует в сохранении природы через экологические инициативы. Одной из таких акций стал сбор пластиковых крышечек. В 2024 году парком было собрано и отправлено на переработку 90 килограммов крышек. В этой важной миссии активное участие принимали десять образовательных учреждений, что подчеркивает значимость объединения усилий ради сохранения окружающей среды. Работа продолжается! Снежный барс Мунко, живущий на просторах Бурятии и иногда заглядывающий в Монголию, решил поделиться секретом: зачем же национальному парку нужны эти крышки? ‼️Для чего собирают крышечки? Сбор крышек от пластиковых бутылок имеет несколько целей: - Экологическая. Пластиковые крышки разлагаются в природе более ста лет, токсичны и выделяют при горении небезопасные вещества. - Практическая. Сбор крышек — это первый и простой шаг на пути к полноценной сортировке мусора. Кроме того, закрытые бутылки хуже сжимаются в мусоровозах, а без крышек процесс идет легче, что позволяет экономить топливо и моторесурс техники. ♻️Что делают с собранными крышками? Крышечки сортируются по материалам и очищаются от загрязнений, затем пластик измельчается в мелкую крошку. Крышки от бутылок являются частью пластика, который при правильной утилизации можно перерабатывать повторно. Это помогает уменьшить количество отходов, загрязняющих природу. После переработки пластиковые крышечки превращаются в новые полезные вещи, такие как: - Из крышек производят вторичные гранулы — сырье для изготовления пластиковых товаров: тазиков, ведер, совков, метел, ДПК-досок и элементов детских площадок. - Из этого материала создают полимерные брусья, используемые для постройки конструкций на детских площадках или лавочек у подъездов, а также композитные строительные материалы. - Еще одно применение — получение из старых крышек синтетического масла, которое подходит для производства дизельного топлива путем химического расщепления. - Технология пиролиза позволяет получать из пластиковых крышек масло, углерод и газ. Таким образом, собранные крышечки обретают новую жизнь, способствуя сохранению природных ресурсов и уменьшению вредных выбросов в атмосферу. 🔊Как присоединиться к акции? Каждый, кто хочет внести вклад в сохранение природы, может принять участие в нашей инициативе. Мы принимаем не только крышечки, но и отработанные батарейки, блистеры. Пункт сбора находится по адресу: село Кырен, ул. Ленина, д. 69, в здании административно-музейного комплекса национального парка «Тункинский». Давайте вместе сделаем мир чище и лучше! https://vk.com/wall-152670842_5720
2 дня назад