Найти тему
**Дороги в небе Чечни. Пролог** В феврале, вернувшись из большого путешествия, я испытывал постоянную потребность что-то записывать, создавать какие-то тексты, делиться этим. Всё внутри было напитано новыми впечатлениями, и удержать эту искрящуюся влагу было невозможно. Тексты проступали почти каждый день. Постепенно частота постов пошла на убыль. Какие-то события, достойные текстовых облачений, конечно, происходили, но писать становилось всё сложнее. Источник постепенно пересох. И сейчас - вообще, тупиковая ситуация: мой старинный друг вырвал меня из рабоче-семейной круговерти, пригласил в поисково-разведывательный выезд в горную Чечню; и вот уже неделю я собираюсь что-то написать. Похоже, что, чем сильнее эмоции от прожитого, тем сильнее сжимаются обручи колеса бессмыслицы. Кстати, слово "сансара" означает странствование (блуждание во тьме невежества). Это я к тому, что не стоит делить жизнь на условные "рутину" и "глотки свободы". Всё это лишь рыбки-понятия в аквариуме невежественного ума. Итак, нашей задачей было проложить нитку автомобильного маршрута для переезда из горной Чечни в Ингушетию, чтобы, не спускаясь на равнину, можно было бы проехать от озера Галанчож до заповедника Эрзи в Ингушетии. Все эти топонимы - Галанчож, Пешхой, Никарой, Меши, Аргун, Урус-Мартан и т.д. фигурировали 20-25 лет назад в тревожных новостных сводках. Долгое время в этих районах действовал специальный режим, и попасть в качестве туриста было невозможно. Теперь, попадая в эти места, видишь только отсылки к древности. Никакого эха недавней войны. Справочники указывают на то, что Галанчожский район является одним из древних исторических чеченских районов, откуда по преданию вышли коренные тейпы, впоследствии сформировавшие единый чеченский народ. По склонам на стратегических высотах стоят памятники раннего и позднего средневековья - это старинные боевые и жилые башни, замки, склепы. Встречаются руины целых городов (по средневековым меркам). Сейчас сюда прокладываются новые дороги и коммуникации. Район осваивается семимильными шагами. Чувствую, что трудно будет описать последовательно и развёрнуто всю поездку. Буду считать, что начало положено. На фото: окрестности озера Галанчож и священная гора Ерди-корт.
8 месяцев назад
** Маки, коньки и гипсовые перчатки** Несколько зарисовок о быстротечности жизни.  Скомпрессированность событий столь высока, что я не успеваю почувствовать, понять и осмыслить происходящее. Пару недель назад мы были в ставропольских степях: половодье весенних красок, цветущие акации, баня, дружеские разговоры у костра. На днях дочитал набоковскую "Камеру обскура" - странные чувства, будто я не мог покинуть кинотеатр, где крутили увлекательное, но дрянное кино. Вдруг неожиданно я просыпаюсь в самолёте по пути в Москву. Пытаюсь читать "Цивилизацию запахов" Робера Мюшембле. Тут много непечатной лексики и извращенческой мерзости, прикрытой тонкой тканью академического интереса. Из этого "кинозала" бежал сломя голову, пытаясь не запачкать внутренние поверхности ума. Почему-то очнулся на станции метро "Парк культуры". Очень люблю вестибюль этой станции с мотовиловскими барельефами. Впервые обратил внимание на то, что у танцующей пары разные коньки. У девочки - съемные "Снегурки" с загнутыми носами. Скорее всего, она - новичок. А парень, видимо, бывалый - в "норвежках". Заехал в "Runlab" на Таганке, купил кроссовки мечты для трейла. Позависал у дома "с подбитым глазом" (ул. Гончарная д. 38). В этой помпезной сталинской четырнадцатиэтажке есть странная арочная лоджия, стены которой выкрашены в радикально синий цвет. Отсюда название. Пытался понять, что за тряпочки в руке у скульптуры рабочего слева над аркой. Оказалось, перчатки.  Снова короткое мигание век. Сижу в на окраине Пятигорска на берегу речки Юца, протекающей за конно-спортивным клубом Терского казачьего войска. Смотрю на робкие алые маки, слушаю звуки воды и жужжание пчёл, вдыхаю аромат цветущей гречихи. Когда остановится это мелькание киноленты? Кто режиссирует повороты сюжета? Есть ли символическая связь между маками, коньками и гипсовыми перчатками? Кто даст ответ?
10 месяцев назад
**Жизнь, пальцы и песок** Сегодня неожиданно для себя попал на встречу в городской библиотеке со скульптором, мыслителем, историком, литературоведом Виктором Сиротиным. Я, признаться, до встречи ничего об этом авторе не знал. В анонсе пятигорской краеведческой группы помимо указанных регалий было упоминание о том, что последние 30 лет герой встречи прожил в США. Плюс я увидел в сети его архитектурный проект "Власть" @ . Зацепило что-то в диктаторском (и одновременно наивном) взгляде скульптуры всадника. И оформление книг вызвало интерес. Решил сходить. Беседа получилась неструктурированной, но интересной. При этом было ощущение, что главные общественно-политические темы все присутствующие обходят стороной. "Тонкий лед" того, что у всех болит, остался не растопленным. "Лермонтов и христианство" (так называется одна из книг) и нехорошие шотландские потомки великого поэта - это да; эти темы всколыхнули общественность. Традиционно повздыхали о нашем провинциализме и исторических судьбах русского народа. Но вот одна фраза из разговора засела в голове и не даёт покоя. Писателя спросили что-то про творчество. И он ответил, что жизнь - это та часть повседневности, которая мешает нам заняться делом. Поэтому и творчество получается в проблесках между накатами рутины. Вышел из библиотеки. Сел на лавочку. Задумался. Что такое моё несделанное ненаписанное, неспетое, несыгранное, неисхоженное, несказанное - это я представляю. Но это не жизнь, это to-do листы в сетке календаря. А вот то, что мерно сыпется сквозь решетку планов - это фрагменты жизни вне фокуса внимания: слова, улыбки, прикосновения, пыль под плинтусом и запах пригоревшего кусочка лука на сковороде, лодыжка, подвёрнутая при выходе из подъезда, и крошки от печенья в салоне автомобиля. Детская растерянность на лице бронзового властителя появляется именно в тот момент, когда в высший миг триумфа прозаично чешется нога. Но это и есть жизнь.
10 месяцев назад
**Альфред Брем и облака над Александрией** Сегодня я собирался сделать заметку в духе "раньше люди были железными, а ледорубы деревянными, теперь – наоборот ". Что имеется в виду? В городской библиотеке на букроссинге удалось сцапать книгу Альфреда Брема "Путешествие по северо-восточной Африке или по странам, подвластным Египту, Судану, Нубии, Сеннару, Россересу и Кордофану", выпущенную в 1958 г. Говоря современным русским - это дневник на 640 (!) страниц о путешествии по территории современных Египта, Судана и Эфиопии и Эритреи. Замечу, парню на момент написания книги было 23 года. Сын тюрингского пастора Альфред попал под очарование краснобая, плута и авантюриста барона Мюллера и в 1847 г. отправился в экспедицию по северо-восточной Африке. Заметки путешественника в XIX в. – распространенный жанр. Но здесь – что-то особенное: пороги Нила, нубийские и суданские девушки, охота на редких животных и птиц, романтика, экзотика и прочее подобное. Но, самое главное, – это восхитительный слог автора. Как можно было в 23 года так живописать глаголом, я не понимаю! И вот я собирался на полях своего судового журнала затеять древнерусский плач, о том, что мы, дескать, поколение интеллектуальных пигмеев, стоим на плечах гигантов. Вот раньше были времена... Но потом настроение сбилось. Вчера мы сами отправились в гости к друзьям в сердце Ставрополья (село Александрия - где-то в бессознательном начались отсылки к Египту), где под раскидистым дубом в окружении "вспененных" цветущих акаций есть не просто дом и земля, а маленькая вселенная. Это вселенная, созданная трудолюбивыми руками, в эпицентре которой бьются два взрослых любящих сердца и одно детское, а вокруг: собаки, коты, лошади, козы, бараны, бескрайняя степь, древние курганы, абрикосовые рощи и ещё множество всего, чего не перечислить. Пригреться у этого очага посчастливилось многим: от питерских профессоров-фольклористов, до йогинов и бретонских мистиков.  И над всем этим проплывают тихие пушистые облака, тихие настолько, что комок к горлу подступает. А ночью проносятся спутники и метеоры в серебристом свете созвездий и месяца-ноготка. Дневники путешествий в духе XIX в. мне уже ни за что не написать, ибо - пигмей. Но пусть хотя бы короткие заметки оставляют небольшой цифровой след от нашей экспедиции длиною в жизнь. 
10 месяцев назад
Дым вымышленных миров Эта заметка - описание одной фотографии, которую почти случайно удалось сделать позавчера.  У фотографии простое и в то же время странное название "Страстная пятница". Удивительным образом в объектив попали предметы, происхождение которых связывают совершенно несовместимые на первый взгляд "вселенные". Просто перечислю: лампада красного стекла из пятигорской церковной лавки, тастеван (блюдце сомелье) из одного бордоского винного погреба, чистейший кварцевый песок из заброшенного карьера на севере Ставропольского края, древесный порошок из индонезийского сандала, вечный календарь Ленинградского монетного двора с датой "3 мая". Пришли после напряженного дня домой в тяжёлом настроении. Выключили свет, зажгли лампадку и пирамидку из сандала, посидели посмотрели на огонь и на дымок. В этой тишине было что-то, что уже предвещало Пасху. Все "вселенные" и "вымышленные миры" сошлись в одной точке, точнее, в одном Слове, через которое всё начало быть. Ад начал потихоньку сворачивать свои полевые шатры, понимая, что битва проиграна.
10 месяцев назад
Посвящение перстню
Эта заметка создавалась под впечатлением от посещения усадьбы Веневитиновых под Воронежем. Самым ярким представителем рода Веневитиновых был Дмитрий (1805-1826), послуживший в своё время прототипом Ленского в "Евгении Онегине" - утонченность, ум, изящество и какая-то неотмирность. Умер при загадочных обстоятельствах в 21 год, будучи уже довольно известным литератором, поэтом, философом, музыкантом. Есть версия смерти политическая - типа, он жертва кровавого царского режима. Там был эпизод, когда...
10 месяцев назад
Тишина и "Я" Недавно пришёл к интересному заключению, что слова "Афон" и "Iphone" , возможно, имеют общий греческий корень: φωνή «голос», «звук». Афон (беззвучное место, место тишины) - место где в безмолвии пребывают мастера самого продвинутого боевого искусства - смирения. И Iphone(Звучание моего Я)- источник повседневного информационного шума, заваренного на густых денежных щах, приправленных щепоткой тщеславия и капелькой гламура. Продвигаю среди своих домашних цифровой детокс. Отрубил роутер. Детей и меня вместе с ними ломает. Как будто окно в красивый мир, полный событий, задёрнули шторами. Стало тихо и уныло. Экраны потухли, часы на стене стали тикать громче. И бой у них выходит какой-то назидательный. Но мы не привыкли долго вслушиваться во внутреннюю тишину. В этих залах могут бесшумно бродить страшные тени, встреча с которыми потребует навыков того самого афонского боевого искусства , в коем мы, увы, не преуспели. Снова кажутся привлекательными настольные игры, шахматы, музыкальные инструменты. И совместный ужин при свечах долго не заканчивается. Разговоры о прошедшем дне и планах на будущее приобретают особую ценность. Завтра утром на работу, там есть все виды устройств и быстрый Интернет. Ложусь спать с ощущением, что завтра меня ждёт поход роскошный ресторан. Но это завтра. А пока только это беспокоящее "тик-так, тик-так, тик-так".
10 месяцев назад