Закат можно перевести 4 способами, первый из них — «баеш», это классический вариант мисал: кояш баешы — заход солнца баешка юнәлергә(-ү) — направиться к заходу Теперь, мы можем сказать: 1. кояш баеды / батты — солнце солнце зашло 2...
Данные названия являются устаревшими и раньше использовались в речи татар, но со временем утратили свою необходимость и теперь, вместо них, используются русские заимствования
Чтобы уметь образовывать настоящее время, нужно знать личные окончания соответствующие местоимениям: Мин — «-м» Син — «-сың/-сең» Ул — нет окончания Без — «-быз/-без» Сез — «-сыз/сез» Алар — «-лар/ләр» Теперь перейдём к самому настоящему времени. Настоящее время образуется путём прибавления аффикса к основе глагола. Если основа глагола заканчивается на согласную, то прибавляются аффиксы «-а» или «-ә», а затем и личные окончания. Ал! — Бери! Купи! Мин алам — я беру/покупаю Син аласың — ты берёшь/покупаешь...
11 месяцев назад
🔥Инфинитив, основа глагола ⚠️Глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?” имеют окончания: «-ырга», «-ергә», «-арга», «-әргә», «-рга», «-ргә». Это неопределённая форма глагола: Яшәргә [йәшәргә] - жить ✅В татарском языке для образования большинства форм глагола нужно знать повелительную форму, которая совпадает с основой глагола: Яшә! — Живи! ✅Чтобы образовать множественное число повелительной формы (Уходите! Берите!), используются окончания «-ыгыз»/«-егез», которые присоединяются к форме единственного числа. В глаголе Ал! гласная «а-» твёрдая, поэтому будет присоединяться окончание «-ыгыз». В глаголе Кит! гласная «-и» мягкая, поэтому будет присоединяться окончание «-егез»: Ал! — Бери! Алыгыз! — Берите! Кит! — Уходи! Китегез! — Уходите! #Грамматика
11 месяцев назад
🔥Притяжательные местоимения ⚠️Притяжательные местоимения указывают, кому принадлежит предмет, о котором идёт речь ✔️минем — мой, моя, моё, мои, у меня ✔️синең — твой, твоя, твоё, твои, у тебя ✔️аның — его, её, у него, у неё ✔️безнең — наш, наша, наше, наши, у нас ✔️сезнең — ваш, ваша, ваше, ваши, у вас ✔️аларның — их, у них ⚠️В татарском языке к слову, означающему то, что принадлежит, добавляются личные окончания как показатель принадлежности ✅Если слово оканчивается на гласную (кроме у и ү): ✔️минем — «-м» ✔️синең — «-ң» ✔️аның — «-сы/-се» ✔️безнең — «-быз/-без» ✔️сезнең — «-сыз/-сез» ✔️аларның — «-лары/-ләре» ✅Если слово оканчивается на согласную или у и ү: ✔️минем — «-ым/-ем» ✔️синең — «-ың/-ең» ✔️аның — «-ы/-е» ✔️безнең — «-ыбыз/-ебез» ✔️сезнең — «-ыгыз/-егез» ✔️аларның — «-лары/-ләре» 💭Мисаллар: ✔️машина — машина ✔️минем машинам — моя машина ✔️ресторан — ресторан ✔️безнең рестораныбыз — наш ресторан ✅Если слово оканчивается на «-ау»/«-әү», при прибавлении окончаний принадлежности «у»/«ү» меняется на «в»: ✔️сорау — вопрос ✔️соравым — мой вопрос ✅Если слово оканчивается на «й», то «й» выпадает, и прибавляются окончания как после согласных, кроме 3 лица ед. числа: ✔️абый — брат ✔️абыем — мой брат ✅Если слово оканчивается на «и», то прибавляются окончания как после согласных, кроме 3 лица ед. числа: ✔️әни — мама ✔️әнием — моя мама ✔️әнисе — его (её) мама ✅Если слово оканчивается на «к»/«п», то они озвончаются и превращаются в «г» и «б»: ✔️мәктәп — школа ✔️мәктәбем — моя школа ✔️колак — ухо ✔️колагы — его (её) ухо ⚠️Слово, к которому прибавляются окончания родительного падежа, означает обладателя. Поэтому при усвоении данного падежа удобно опираться на понятие принадлежности — чей? принадлежащий кемнең? — кому? или нәрсәнең? — чему? Твёрдый вариант — «-ның» Мягкий вариант — «-нең» 💭Мисаллар: ✔️әни — мама ✔️эш — работа ✔️әнинең — принадлежащий маме ✔️әнинең эше — мамина работа ✅Слова бар (есть, имеется) и юк (нет, не имеется) ⚠️Чтобы сказать, что у кого-то что-то есть или чего-то нет, слова юк (нет, не имеется) и бар (есть, имеется) используются в сочетании с притяжательными местоимениями по следующей схеме: ✅притяжательное местоимение + существительное + притяжательное окончание + юк/бар ✔️Минем рестораным бар — У меня есть ресторан. (Буквально: Мой ресторан есть.) ✔️Минем рестораным юк — У меня нет ресторана. (Буквально: Мой ресторан не имеется.) ⚠️Чтобы спросить, есть ли у кого-то что-то, к слову бар прибавляется вопросительная частица «-мы» (аналогичная русской частице ли — есть ли?): ✔️Синең эшең бармы? — У тебя есть работа? #Грамматика
11 месяцев назад
🔥Падежи существительных — Килешләр ✅1. Баш килеш - Основной падеж ⚠️Выражает субъект действия ❗️Отвечает на вопросы: -кем?/-нәрсә? -кто?/-что? ❎Не имеет аффиксов 💭Примеры — Мисаллар: ✔️туп - Мяч ✔️егет - Парень ✅2. Иялек килеше - Притяжательный падеж ⚠️Выражает принадлежность ❗️Отвечает на вопросы: -кемнең?/-нәрсәнең? -чей?/-чего?/-у кого? ✅Аффиксы: -ның/-нең 💭Мисаллар: ✔️маймыл - обезьяна ✔️маймылның - обезьянин ✔️әби - бабушка ✔️әбинең - бабушкин ✅3. Юнәлеш килеше - Направительный падеж ⚠️Выражает направление ❗️Отвечает на вопросы: -кемгә?/-нәрсәгә?/-кая? -кому?/-чему?/-куда? ✅Аффиксы: -га/-гә, -ка/-кә 💭Мисаллар: ✔️мин апага барам - я иду к тёте ✔️без мәктәпкә килдек - мы пришли в школу ✅4. Төшем килеше - Винительный падеж ⚠️Выражает объект ❗️Отвечает на вопросы: -кемне?/-нәрсәне? -кого?/-что? ✅Аффиксы: -ны/-не 💭Мисаллар: ✔️әбине тыңла - слушай бабушку ✔️апамны чакырдым - я позвал свою сестру ✅5. Чыгыш килеше - Исходный падеж ⚠️Отвечает на вопросы: -кемнән?/-нәрсәдән?/-кайдан? -от кого?/-от чего?/-откуда? ❗️Аффиксы: -дан/-дән, -тан/-тән, -нан/-нән -нан/-нән - используются тогда, когда слово оканчивается на м, н, ң 💭Мисаллар: ✔️Мәскәүдән — из Москвы ✔️Зоопарктан — из зоопарка ✔️Казаннан — из Казани ✅6. Урын-вакыт килеше - Местно-временной падеж ⚠️Выражает место или время ❗️Отвечает на вопросы: -кемдә?/-нәрсәдә?/-кайда?/-кайчан? -у кого?/-у чего?/-где?/-когда? ✅Аффиксы: -да/-дә, -та/-тә 💭Мисаллар: ✔️машина гаражда - машина в гараже ✔️китап мартта чыкты - книга вышла в марте #Грамматика
1 год назад
🔥Зат алмашлыклары - Личные местоимения Прочитайте и постарайтесь запомнить: ✔️Мин — Я ✔️Син — Ты ✔️Ул — Он (Она, Оно) ✔️Без — Мы ✔️Сез — Вы ✔️Алар — Они #ЛичныеМестоимения